Места обучения детей с проблемами в развитии
Однако в России ситуация не на столько «запущена», как это могло бы показаться. Недавно Министерством Образования был проведен эксперимент среди детей с задержкой психического развития (ЗПР). Основной особенностью таких детей является недостаточность регулятивных функций психики, что является тяжелым препятствием при становлении самосознания ребенка и его обучении. К проблемам детей с ЗПР относится и низкая саморегуляция: неумение ставить цели и определять наиболее актуальные из них, удерживать цели длительное время, соизмерять их с организацией собственных усилий, выбирать способы действия, исправлять допущенные ошибки и пр. Обучение ребенка этим навыкам является предметом целенаправленных усилий педагогов и самого ребенка.
В эксперименте МО приняли участия как дети с ЗПР, так и дети с нормальным развитием. В начале учебного года им был предложен ряд тестов с целью определения их саморегуляции. Результаты детей с ЗПР оказались одинаково низкими, а у детей с нормальным развитием довольно высокими. После тестов часть детей была определена в 1 класс общей школы, а остальные в 1 класс спецшколы. В конце учебного года все дети были подвергнуты повторному психологическому обследованию. При этом у детей с ЗПР, обучавшихся в общей школе были замечены явные улучшения в саморегуляции на фоне незначительного улучшения или его отсутствия у их сверстников, обучавшихся в спецшколе. Ухудшения же саморегуляции у детей с нормальным развитием выявлено не было, что, кстати, противоречило общественному мнению, сложившемуся по этому вопросу. У детей с ЗПР, обучавшихся в общей школе, также было замечено появление потребности в успешном выполнении заданий и поручений, потребность всякий раз лучшим образом реализовывать свои умения и способности при их выполнении, у них исчезла боязнь ошибочных шагов, снизились тревожность и необоснованное беспокойство.
Позже подобный эксперимент был проведен МО и с участием слабовидящих детей. Его результаты оказались аналогичными в плане увеличения интеллектуальных способностей этих детей, снижение которой было вызвано аномалией.
А ранее, в 1992 году, в Санкт-Петербурге на базе СПМПК и СПГУВК был начат эксперимент по обучению неслышыщих студентов с целью выявления возможностей и разработки методов получения ими среднего специального и высшего образования. Главным условием этого эксперимента было то, чтобы общий срок обучения составил 7,5 лет, т.е. соответствовал сроку обучения прочих студентов. Однако из-за низких учебных показателей сохранить общий принцип подготовки не удалось. Это было связано с тем, что студенты, до того обучавшиеся в спецшколах, попали в незнакомую для себя среду, что вызвало трудности морально-психического характера. Данные выводы потребовали всего лишь незначительной корректировки учебной программы в сторону увеличения практических и уменьшения теоретических занятий.
Эти два примера, на мой взгляд, наглядно показывают полноценность большинства детей с ан6омалиями в развитии. Это говорит о возможности и предпочтительности их обучения в общих школах или, хотя бы, в коррекционных классах, создаваемых на базе все тех же общих школ. На пути к этому я вижу только две серьезные проблемы – это проблема преодоления общественного мнения о неполноценности аномальных детей, вызванного недостатком достоверной информации о них и о их реальных возможностях, и проблема раннего обнаружения аномалий и выявления сфер формирования личности на которых данная аномалия прямо или косвенно может отразиться. Формирование общественного мнения кажется мне проблемой более сложной, т.к. методы выявления аномалий все же отработаны.
Первоначально нормальное обучение детей с аномалиями в развитии в общих школах будет проблематичным, но, на мой взгляд, ситуация должна улучшиться, когда в формировании общественного мнения начнут принимать участие личности, в числе одноклассников которых были и дети с аномалиями. Эти личности наиболее достоверно смогут подтвердить отсутствие какого-либо отрицательного влияния таких детей на остальных учащихся. Также влияние на общественное мнение смогут оказать позитивное и сами люди, страдающие аномалиями, которые станут живым примером того, как совместное обучение благоприятно влияет на формирование личности аномального ребенка.