Насущные потребности физики
Ø изучить механизм того или иного физического явления, процесса на молекулярном, атомном, ядерном или электронном уровне;
Ø объяснить устройство и принцип действия деталей и узлов машин и механизмов, приборов и установок;
Ø ознакомить с проявлениями основных физических явлений на транспорте, строительстве, связи, промышленном и сельскохозяйственном производстве;
Ø ознакомить с направлениями научно-технического прогресса, имеющими непосредственную связь с разделами школьного курса физики ( с механизацией, теплоэнергетикой, с производством и технологией обработки материалов, с электрификацией и радиофикацией, атомной энергетикой и оптическими приборами);
Ø раскрыть впечатляющую картину научно-технической революции в нашей стране;
Ø воссоздать историческую обстановку, соответствующую времени великого научного или технического открытия.
К тому же аудиовизуальные средства через эмоциональное воздействие пробуждают интерес к изучаемому вопросу, развивают внимание, творческое воображение, наблюдательность, память и логическое мышление учащихся.
Переход школ на кабинетную систему обучения, увеличение количества и качества технических средств обучения (аппаратуры) создали условия для систематического применения последних."
К сказанному двадцать лет назад, но не теряющему актуальности и сейчас мне остаётся лишь добавить, что аудиовизуальные средства ныне пополнились ещё одним мощным техническим средством обучения – персональным компьютером!
И, тем не менее, все мы прекрасно знаем, что урок может быть насыщен самыми современными аудиовизуальными средствами, но не даёт ожидаемого результата. Более того, результат может оказаться ниже, чем в параллельных классах, где эти средства не применялись. В чём причины? Они очевидны – промахи и недочёты в методике использования аудиовизуальных материалов. Возможно, учитель неверно определил их дидактическую роль и место на уроке, или перегрузил урок демонстрацией (прослушиванием), или акцентировал внимание учащихся не на главных кадрах, или полностью передал свои функции кино-, телевизионному «учителю». Наверно, подобные ошибки неизбежны, случались они и у меня, но ведь верно говорят: дорогу осилит идущий. Главное – вовремя сделать правильные выводы!
На уроке с применением аудиовизуальных средств важно, чтобы работал не только экран телевизора, кинопроектор, магнитофон или монитор компьютера, главное, чтобы активно работал ученик. Поэтому необходимым и главным условием высокой эффективности урока является слово учителя. Оно повышает действенность аудиовизуальных средств, способствует осознанности восприятия и усвоения учебного материала. Именно учитель выделяет объект наблюдения, называет и характеризует физическое явление, сопоставляет информацию о реальных объектах и приборах с их экранными изображениями, при необходимости раскрывает смысл и содержание предъявляемого изображения.
Снова обратимся к "Основам методики преподавания физики в средней школе" под редакцией Пёрышкина А.В.:
"Дидактические функции аудиовизуальных пособий разнообразны. Они служат:
Ø источниками новых знаний и представлений в виде зрительной и зрительно-слуховой опоры для восприятия и усвоения материала;
Ø пособиями, упражнениями для организации самостоятельной работы;
Ø средствами иллюстрации, конструирования, повторения, обобщения и систематизации знаний.
Дидактические функции аудиовизуальных средств обучения определяют их место на уроке, методы и приемы работы с ними. Например, демонстрация аудиовизуальных средств, содержащих документальную информацию, в начале урока повышает эмоциональный настрой, возбуждает интерес учащихся, создает проблемную ситуацию или предоставляет материал для выполнения самостоятельной работы. Демонстрация аудиовизуальных пособий в качестве источников знаний предполагает органическое включение содержания пособия в рассказ или беседу учителя.
Использование аудиовизуальных пособий в качестве дополнительной информации с целью углубления и конкретизации знаний обогащает представления учащихся, полученные из объяснений учителя, демонстрации опытов и выполнения лабораторных работ.