Введение

 

Происходящие в последнее время политические преобразования, изменения в социально-экономической жизни государства и общества, несомненно, влияют и на семейные отношения и, в частности, на отношение родителей к детям. Именно поэтому возрастает роль изучения проблем взаимоотношений в системе семейного функционирования не только в практическом смысле, но и для научных исследований медицинского, психологического и педагогического направлений.

Для формирования гармоничной личности ребёнка и развития у него адекватной самооценки рядом с ним должны находиться любящие и понимающие его взрослые. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера установления связей в диаде «родитель-ребёнок с ЗПР» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка.

В настоящее время для специалистов, работающих с детьми данной категории, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педаго­ги­че­с­кий процесс. Это осуществимо лишь при условии знания специфики детско-роди­тельских отношений, складывающихся в этих семьях. Однако исследований по этому вопросу недостаточно, что и обусловило выбор темы и формулировку проблемы: необходимость создания модели работы с родителями, вовлечение их в разные формы коррекционно-педагогического процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения, формирования в их сознании положительных установок. Решение данной проблемы и составило цель нашего исследования.  

В качестве объекта исследования рассматривается специфика детско-родительских отношений при ЗПР. Предметом исследования являются процесс оптимизации межличностных отношений в семьях, воспитывающих детей с ЗПР.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

– изучение литературы по проблеме исследования;

– изучение микросоциальных условий воспитания, обучения и развития детей данной категории;

– экспериментальное изучение детско-родительских отношений;

– разработка направлений коррекционной психолого-педагогической работы с родителями, воспитывающими детей с ЗПР.

Организация и методы исследования.

Исследование проводилось в несколько этапов:

– анализ литературных источников (2002-2003 гг.) состоял из изучения результатов исследования разных авторов общей и специальной педагогической и психологической литературы по теме исследования;

– экспериментальная часть исследования (2003-2004 гг.) проводилась на базе ГОУ № 675 компенсирующего вида и я/с № 1964 г. Москвы.

В экспериментальном исследовании принимали участие десять семей, в отборе которых обязательным был факт наличия ребёнка младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и нормально развивающихся.

Экспериментальная работа, связанная с реализацией комплекса мероприятий, направленных на реализацию детско-родительских отношений в семьях с ребенком с ЗПР, позволила выявить:

– особенности восприятия матерью своего ребенка;

– специфику общих родительских установок;

– реакцию на поведение ребенка в разных ситуациях;

– переживания матери, связанные с выполнением родительской роли.

Выявленные особенности послужили основой для последующей разработки практических рекомендаций, которые помогут членам семьи правильно относиться и адекватно воспринимать ребенка с особыми образовательными потребностями.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней получены дополнительные данные о специфике детско-родительских взаимоотношений при ЗПР. Это позволили определить основные направления коррекционной психолого-педагогической работы по нормализации внутрисемейного микроклимата.

Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 50 источников и 5 приложений. В работе  имеется: 4 таблицы и 2 рисунка. Общий объем составляет 103 страницы.


 

 

      Учащимся о самообразовании

      Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

      Места обучения детей с проблемами в развитии

      В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

      Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

      Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>