Заключение
Проведенное исследование позволили сделать следующие выводы.
1. Ученые, исследующие проблемы семьи и детства, отмечают тревожную тенденцию резкого увеличения числа детей с задержкой психического развития в последние 10-15 лет, что связывается не только с экологическими нарушениями окружающей среды, но и со снижением уровня материального обеспечения семьи, ее психологического благополучия. Ситуация обостряется еще и тем, что родители, воспитывающие детей с ЗПР, не имеют специальных знаний и не могут создать необходимых для их развития условий. Традиционная помощь ДОУ семьям, имеющим детей с ЗПР, ограничивается лишь трансляцией узкой педагогической информации, носит бессистемный характер и потому оказывается малоэффективной для детей, которые нуждаются в своевременном преодолении задержки психического развития.
http://prokachkov.ru/Семейное воспитание содержит значительный педагогический потенциал, который может и должен быть использован в устранении нарушений развития эмоциональной и познавательной сфер личности ребенка. Он заключается в организации социально и личностно значимой, эмоционально привлекательной, воспитывающей и развивающей совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой складывается педагогически эффективное детско-родительское взаимодействие.
3. Педагогическая помощь дошкольного образовательного учреждения должна быть направлена на оказание содействия в формировании у родителей готовности к педагогически эффективному взаимодействию с детьми с ЗПР, структурно представляющей собой единство когнитивного, эмоционально-мотивационного и праксического[8] компонентов.
4. Тип детско-родительского взаимодействия тесно сопряжен с уровнем готовности родителей к организации совместной деятельности. Эффективное взаимодействие со своими детьми, имеющими задержку психического развития, в состоянии организовать лишь родители с высоким уровнем готовности к такому взаимодействию, т.е. в полной мере владеющие знаниями о специфике задержки психического развития и об особенностях ее проявлений. Родители, адекватно воспринимающие своих детей, эмоционально-позитивно относящиеся к ним, стремящиеся преодолеть трудности отставания, способны включиться в совместную со специалистами ДОУ развивающую деятельность.
5. Педагогическая помощь должна основываться на специально отобранной интегрированной информации о феномене задержки психического развития из смежных отраслей научного знания – педагогики, психологии, логопедии, физиологии и медицины и из практики, в процессе которой осваиваются способы устранения нарушений психического развития детей на начальном этапе их обучения в ДОУ. Занятия с родителями должны носить продолжительный характер и проводиться системно высококвалифицированными специалистами разного профиля.
Оказание педагогической помощи родителям должно быть дифференцировано в зависимости от генеза ЗПР детей, уровня готовности родителей к организации педагогически эффективного взаимодействия с детьми, характера семейной ситуации и индивидуальных особенностей родителей в преодолении задержки психического развития.
Таким образом, данная работа показала значимость включения семьи в процесс коррекционно-развивающего обучения проблемных дошкольников.
[1] Детерминант – определяющий (лат.).
[2] Сензитивность – от лат. sensus – чувство, ощущение.
[3] Импринтинг – от англ. Imprint – запечатлевать, фиксировать.
[4] Интериоризация (лат. interior – внутренний) – процесс преобразования внешних действий во внутренние, умственные.
[5] Депривация – лишение, утрата (англ.)
[6] Фрустрация – обман, неудача (лат.). Психологическое состояние, возникающее в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности.
[7] Эмпатия – ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека.
[8] Праксис – способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.