Введение
В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX – XXI веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала [4, с. 360].
Джон Равен пишет: «Общество нуждается в новых убеждениях и ожиданиях. Но их нельзя развивать безотносительно к личным системам ценностей, и система образования, школьного и социального, должна это учитывать. <…> Те, кто заинтересован в развитии компетентности, обязаны помочь людям задуматься о том, как должны функционировать организации и как они функционируют на самом деле, задуматься о своей роли и о роли других людей в обществе» [6, с. 74-75].
Так же существенно меняется и характер педагогической деятельности. Реализуемые в начальной школе многовариативные образовательные практики требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников.
Развитие образования делает всё более актуальным
решение проблемы оценки профессионализма педагога, уровня его профессиональной компетентности, перспектив роста, возможностей профессиональной реабилитации [9, с. 110].
Лукьянова М.И. пишет, что потребность страны в учителях, способных занять личностно-гуманную позицию по отношению к воспитанникам и к себе, ещё более актуализирует проблему повышения профессиональной компетентности учителя. Проблема эта приобретает особую значимость в связи с распространением идей гуманизации и гуманитаризации образования, перестройки учебно-воспитательного процесса [5, с. 56].
Изучая психологическую, дидактическую, методическую и правовую литературу по проблеме компетентности (профессионализма) педагога, перед нами встала проблема
содержания профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов (далее БУНК).
В ходе работы мы поставили перед собой цель
выявить профессиональные компетентности и компетенции БУНК, соответствующие Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (далее ГОС ВПО).
С целью решения сложившейся проблемы и реализации поставленной цели мы выдвинули перед собой следующие задачи:
- изучить психологическую, дидактическую, методическую и правовую литературу по проблеме исследования;
- определить понятия «компетентность» и «компетенция»;
- рассмотреть различные взгляды на классификацию профессиональных компетентностей и компетенций в образовании;
- определить перечень профессиональных компетенций БУНК, соответствующих ГОС ВПО специальности 031200 ПиМНО;
- оценить качество формирования профессиональной компетентности БУНК в Псковском государственном педагогическом университете им. С.М. Кирова (далее ПГПУ).
В ходе нашего исследования мы планируем воспользоваться теоретическими (анализировать литературу) и диагностическими (анкетирование преподавателей и студентов) методами.
В качестве опытно-экспериментальной базы
мы намерены использовать работу с преподавателями и студентами факультета начального образования (далее ФНО) ПГПУ.