Заключение
В ходе нашей работы, мы решили проблему содержания профессиональной компетентности БУНК и выяснили, что основная его часть находится в области образования.
Так же, мы достигли поставленной цели и выявили профессиональные компетентности и компетенции БУНК, соответствующие ГОС ВПО.
Нами были решены все поставленные задачи.
В первой главе мы изложили теоретические основы компетентностного подхода в педагогике, рассмотрев различные взгляды на эту проблему таких учёных как Введенский В.Н., Равен Дж., Сорокина Т.М., Хуторской А.В. и др.
Нами были рассмотрены следующие аспекты: определение понятий «компетентность» и «компетенция»; выделение структуры профессиональной компетентности учителя и БУНК в частности.
Путём анализа литературы и анкет преподавателей, во второй главе мы определили содержание понятий «компетенция» и «компетентность». При этом мы оценили уровень понимания данных понятий студентами ФНО ПГПУ и сделали вывод о том, что только лишь небольшая часть студентов реально оценивает требования к собственной профессиональной компетентности.
Мы, так же, определили перечень профессиональных компетенций из структуры профессиональной компетентности БУНК, соответствующих ГОС ВПО. При этом мы выделили их в виде классификации, которую затем модернизировали путём распределения дисциплин по тому, с какой общей целью они изучаются. Так же мы выделили наиболее специфические из них для специальности ПиМНО и определили дисциплины, которые их формируют.
И, в конце нашей работы, на основании анкет студентов, мы оценили эффективность формирования профессиональной компетентности БУНК в ПГПУ.
Полученные нами результаты показывают, что уровень эффективности формирования профессиональной компетентности БУНК в ПГПУ имеет средние показатели.
Таким образом, достигнув поставленной цели, определив специфические компетенции БУНК, мы можем судить о сложности и многообразности компетенций в структуре профессиональной компетентности БУНК. Что, в свою очередь, как показывает выявление понимания и отношения к данному вопросу студентов, требует детальной переработки требований к выпускнику специальности ПиМНО.
В конце следует сказать, что наша работа перспективна. Продолжение работы может идти в трёх направлениях:
- выявление ступеней содержания профессиональной компетентности БУНК, находящихся вне области образования;
- разработка новых требований к выпускнику специальности ПиМНО, опираясь на результаты нашего исследования;
- необходимость выявления путей развития профессиональной компетентности БУНК, что доказывают результаты работы, проведённой нами в третьем параграфе второй главы, показывающие необходимость развития профессиональной компетентности БУНК путём использования эффективных, по мнению студентов, средств обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Введенский В.Н.
Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 51-55.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования:
Специальность 031200 ПиМНО.
3. Коджаспирова Г.М.
Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 528 с.
4. Кучугурова Н.Д.
Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. – М., 2000. – С. 360-362.
5. Лукьянова М.И.
Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. – 2001. – №10. – С. 56-61.
6. Равен Дж.
Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. – М., «Когито-Центр», 2002. – 396 с.
7. Равен Дж.
Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. – М.: «Когито-Центр», 2001. – 142 с.
8. Сорокина Т.М.
Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: Монография / Т.М. Сорокина; Нижегородский государственный педагогический университет. – Н. Новгород: НГПУ, 2002. – 168 с.
9. Сорокина Т.М.
Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 110-114.
10. Толковый словарь русского языка:
В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.И. Ушакова. М., 1935.
11. Хуторской А.В.
Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы //
Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64
12. Шишов С.Е., Кальней В.А.
Мониторинг качества образования в школе. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
[1] От латинского competentia – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом [11, с. 60].
[2] Согласно исследованию Введенского В.Н. [1, с. 51].
[3] Операциональная компетентность определяется набором навыков, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности: прогностические, проективные, предметно-методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные [1, с. 54].
[4] Ключевая компетентность проявляется не только в решении узко-профессиональных задач, но и в том, как человек воспринимает, оценивает и понимает мир за пределами своей профессии [1, с. 52].
[5] Интеллектуально-педагогическая компетентность (которая рассматривается автором как базовая) выражается в умении применять имеющиеся знания для установления педагогически целесообразных взаимоотношений, приобретения и преобразования знаний обучающимися и самим педагогом, а также для выработки способов инновационной деятельности [1, с. 53].