Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе
Школьники 4~5-х классов с помощью этой среды могут не только ознакомиться в игровой форме с основами геометрии и алгоритмического мышления, но и освоить нотную грамоту, что при обучении традиционными способами вызывает большие трудности.
В середине 90-х годов появился еще один продукт из серии Лого -ЛогоМиры (МicroWorlds) (русская версия разработана Институтом новых технологий образования). ЛогоМиры содержат множество дополнительных средств: инструменты рисования и черчения, редактор форм, устройства для сочинения музыки и импортирования графики и звука, возможность многозадачного режима работы, что позволяет создавать мультимедийные проекты, игры и имитации, мультипликационные сюжеты с двумя и более действующими лицами. Система StartLogo является версией Лого, использующей в широких масштабах параллельные процессы: тысячи черепашек могут функционировать параллельно, взаимодействуя друг с другом и с элементами своей среды. Есть и еще целый ряд модернизированных версий семейства сред Лого. Появился созданный русскими разработчиками набор проектов, основанных на программном обеспечении ПервоЛого.
Таким образом, в начальной школе при наличии программного обеспечения компьютер может использоваться практически на всех учебных предметах, начиная с обучения грамоте до написания и распечатки собственных сочинений, изучения математики, иностранного языка и освоения самого компьютера. Есть программы, которые учат распознавать и понимать текст на этапе обучения чтению. На экране изображены несложная картинка и под ней предложение.
Например: на картинке море и купающаяся девочка. Предложение: «Мальчик купается в реке». Если картинка и предложение совпадают, ученик вводит «да», если не совпадают - «нет». Если обнаруживается несоответствие, ребенок должен исправить предложение.
И таких программ уже достаточное количество. Конкретная технология применения компьютера определяется на основе выше обозначенных общих психолого-педагогических положений и исходя из содержания и методики, заложенной разработчиками в саму программу.
Во всех классах можно использовать различные компьютерные программные продукты. Так, пользуясь системами обработки текста, учителя могут готовить контрольные работы и другие материалы для своих учеников. При этом можно сделать разные варианты, включить много дополнительных вопросов и заданий, которые впоследствии легко расширять, обновлять, изменять. Ученикам можно дать деформированные тексты: с пропущенными кусками, ошибками, неправильно использованными словами. Учащиеся на компьютере в текстовом редакторе отредактируют текст. Есть программы, которые можно запустить только при условии ввода правильно написанного слова.
Или такое интересное задание.
Детям предлагается загрузить готовый фрагмент из любого высокохудожественного произведения (А.Чехова, Ф.Ницше, Ф.Достоевского и т.д.). Затем надо из имеющегося текста сделать новый по заданной или выбираемой самостоятельно теме, соблюдая следующие правила: существительное заменяется на существительное, глагол - на глагол. Тексты принимаются только в нормально отформатированном виде, после автоматического контроля орфографических ошибок.
Такая работа может использоваться для выработки у школьников художественного стиля.
Ученики могут совместно выполнять письменные работы. Работая над одним и тем же рассказом или статьей, школьники независимо друг от друга вносят изменения, печатают свои версии и сравнивают их с тем, что получилось у их соавторов.
Можно создать программы, помогающие школьникам работать над текстами первоисточников на уроках литературы.
На уроках иностранного языка можно использовать программы перевода, применять систему обработки текстов для сочинения рассказов на изучаемом языке.
Широкое применение в процессе обучения могут иметь графические возможности компьютера. Созданные компьютерами изображения и мультипликация используются в кинофильмах, телешоу, рекламе, играх. Машинная графика не ограничена в своих возможностях: объекты графики могут появляться и исчезать, менять цвета, направление движения, превращаться в другие объекты и т. п. На экране можно смоделировать любой объект - от самого простого до самого сложного - и проверить его возможности, подвергнуть испытаниям на реальность функционирования. С помощью графических программ вычерчивают таблицы, графики, диаграммы и т. п. Электронные таблицы позволяют решать задачи, при которых компьютер выступает в качестве вычислительной машины, что дает возможность обрабатывать значительные объемы информации. Существуют графические редакторы, позволяющие рисовать карты.
Все эти возможности компьютерной графики позволяют использовать ПК и на математике, географии, физике, черчении, при изучении экономики, для достижения самых разных дидактических целей: от введения в новый материал до обобщения и контроля за усвоением знаний и выработкой умений и навыков.