Коммуникативный компонент профессиональной компетентности.
Педагог должен уметь:
1. вести вербальный и невербальный обмен информацией, проводить диагностирование личностных свойств и качеств собеседника;
2. вырабатывать стратегию, технику и тактику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определённых социально-значимых целей;
3. идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнёром по общению и эмпатийно относится к нему.
Понятия и факторы, определяющие соц.-психологическую компетентность личности.
Компетентность означает доскональные знания в какой-либо области. Компетентный человек – это знающий, хорошо осведомлённый о чём-либо человек, т. е. компетентность, как правило, связывают с квалификацией специалиста, имеющего исчерпывающие знания о какой-либо профессиональной области.
Соц.-психологическая компетентность личности представляет собой специальные знания об обществе, о политике, экономике, культуре и т. д. Иными словами, соц.-псих. компетентность по своему содержанию напоминает то, что в своё время называлось мировоззрением. Она позволяет личности ориентироваться в любой соц. ситуации, принимать верные решения и достигать поставленных целей.
Антиподом соц.-псих. компетентности является некомпетентность, неграмотность, невежество, суеверие, мистика, оторванная от жизни фантазия.
Соц.-псих. компетентность складывается из коммуникативной, перцентивной (когнитивной) компетентности и знаний в области взаимодействия, поведения.
Коммуникативная компетентность (Л. А. Петровская) имеет двоякий смысл – это и эмпаническое свойство (сопереживание), и знания о способах ориентации в различных ситуациях, свободном владении вербальными и невербальными средствами общения.
Перцинтивная компетентность означает степень соответствия сформировавшихся картин мира, стереотипов, образов научным картинам мира.
Компетентность в области взаимодействия сводится к знаниям о природе социальных влияний.
Особое значение для соц.-псих. компетентности имеет эмпатия, оказывающая влияние на когнитивную сферу, глубину проникновения в ситуацию, идентификацию. При этом соц.-псих. компетентность проявляется на разных уровнях: макроуровне (политика, деятельность верхних эшелонов власти); среднем уровне (соц. институты и общности) ; микроуровне (межличностное общение).
Соц.-псих. компетентность делится на 2 вида:
1) Житейская соц.-псих. компетентность – результат социализации, т. е. адаптации к конкретным условиям. Быть на высоте в вопросах общения, познания заставляет жизнь. Соц.-псих. компетентность в нормальном обществе выгодна, потому как ценятся улыбка, вежливая манера общения, культура общения. В основе этой компетентности лежат бытовые картины мира, стереотипы, худ. образы, многолетние наблюдения, народный опыт, знания в той или иной области. Её называют народной мудростью, которая получила своё выражение в мифологии, фольклоре, пословицах, поговорках, традициях, событиях, укладе жизни, наблюдениях в виде примет, т. е. в менталитете.
Нередко на соц.-псих. компетентность оказывают влияние предрассудки (суеверия), особые психологические способности, на которых спекулируют разного рода шарлатаны (чревовещатели, предсказатели судеб, ясновидцы).