Страх, его классификация.
Страх принодлежит к категории фундаментальных эмоций человека. Мотивация старха - условно-рефлекторная, т. к. в нем закодирована эмоционально переработанная информация о возможности опасности. Само же чувство страха появляется непроизвольно, помимо воли, сопровождаясь выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса.
Страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловоенный острый и хронический, инстиктивный и социально опосредованный. Боязнь и тревожность, как состояние, соответствующее страху и тревоге. Реальный (при конкретной угрозе) и воображаемые (на уровне представлений).
По степени выраженности страх делится на ужас, испуг, собственно стра, стревогу, опасения, бкспокойство и волнение. Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняетс разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу, страх позволяет избежать встречи с ней, играя таким образом защитную, адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Это своеобразное средство в познании окружающей действительности. В некоторм роде страх - способ огрв\аничения "Я" от чужеродного, неприемлимого влияния извне, страх может мобилизовать "Я" перед лицом внешней опасности, способствуя интеграции внутренних психических ресурсов. Взрастные страхи в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. В начале ребенок боится остаться один без поддержки близкого лица (7 мес), опасается посторонних, не известных ему лиц (8 мес), далее он боится высоты, боли, бабы Яги. Далее темноты, огня пожара и т. д., всего того, что было развито у первобытных людей. Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами. ВА отличие от естественных, социальные страхи приобретаются путем научения в процессе формирования личности. При большем, чем в норме количестве страхов и их невротическом характере возникает состояние психического напряжения, скованности, аффективно заостренного стремления к поиску опры. Поведение становится все более пассивным, отрофируется любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную ситуацию общения. Развивается настороженность и замкнутость, уход в себя, в свои проблемы. Усиливается не свойственная детям ориентация на травмирующее прошлое. Неумение радоваться пропорционально умению тревожиться.
Был проведен опрос детей в возрасте от 3 до 16 лет. Задавался вопрос: "Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься" и далее было перечисление страхов (папу, маму, бабу Ягу, темноту, страшный сон и т.д.). Наибольшая чувствительность к стархам проявляется в 7 лет, меньше всего страха - в 15. У дощкольников чаще встречаются страхи боли, уколов, огня, сказочных персонажей, темноты, снов, наказания. В школьном возрасте преобладают страхи войны, смерти родителей, опоздания.
Семейная обусловленность страхов.
В неполной семье значительное увеличение страхов. Отстутствие отца в семье нарушает формирование поведения, соответствующего полу ( у мальчиков), и психологической защиты от идущей извне угроз ( у девочек). И м также требуется навык защиты себя от опасности. В полных семьях, абсолютное отсутствие страхов, во всяком случае в дошкольном возрасте, скорее исключение и достаточно часто служит проявлением органической расторможенности, накритичности и невысокого интеллектуального уровня. Большще страхов у детей, живущих в отдельных квартирах, у единственных в семье, если считают главой в семье мать, если есть конфликтные отношения между родителями.
Возрастные особенности.
Известны рефлекторные реакции новорожденных типа беспокойства в ответ на громкий звук, потеря равновесия, приближение большого предмета. Однако собственно о страхе, а не ореакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес. Беспокойство во вотрой подловине первого года Фрейд связал с опасностью отделения от матери. В 8 мес. появляется страх на появление незнакомых лиц. Легко передается беспокойство матери, если она спешит или взволнована. В дальнейшем это коварные сказочные герои, способные отнять жизнь, нанести увечье, ущерб, в отличие от матери, дающей тепло, любовь, жизнь.