Заключение.

Итак, подведем итоги. Заголовок дает первоначальную информацию о тексте, он связан с тем или иным содержательным элементом (основной мыслью, тезисом, образом героя). Информативные возможности заголовка достаточно велики.

Заголовок может обозначать тему и давать оценку изложенному материалу. Но главная функция заголовка в современной прессе: привлечь внимание читателя к публикации. Для этого используются всевозможные выразительные средства синтаксиса, лексики, морфологии, фонетики.

Заголовки «КП – Толстушки» – разнообразны. Различные синтаксические конструкции выражают различное настроение публикаций.

Часто заголовок «Комсомольской Правды» имеет форму вопросительного предложения, но не обязательно материал отвечает на поставленный в заголовке вопрос, который выражает лишь предложение.

Восклицательное предложение не обязательно сообщает сенсацию, в большинстве своем такие заголовки – перефразированные известные выражения, цитаты из фильмов и интервью.

Заголовки – повествовательные предложения в большинстве полноинформативные. Они сразу называют тему публикации, реже ее аналитическую оценку.

Из лексических средств выразительности, именно в повествовательных предложениях, чаще чем в других, используется многозначность слова, метафоричность, фразеологизмы. Часто в заглавии обыгрывается многозначность слова, создается некоторая двусмысленность. Слово используется не в прямом, а в переносном значении. Авторская фантазия не ограничена. Заголовки в Комсомольской правде самые разнообразные, и не только в прозе.

Срифмованные строки – это и перефразировка всем известных стихов и личное авторское стихосложение.

К сожалению, желание заманить и удивить читателя приводит к тому, что заголовки не несут в себе информации.

Язык наш постоянно развивается и меняется. Современный газетный заголовок дает возможность изучать язык в его современном состоянии. Это богатый языковой материал для уроков русского языка разных типов. Конечно, нужно учитывать, что заголовки не всегда являются лучшим образцом словотворчества. Зато, как правило, заголовки газет богаты средствами выразительности. На примере заголовков можно показать богатство русского языка, многозначность и метафоричность слов, использование пословиц, поговорок и фразеологизмов в речи.

Таким образом, работа с заголовками периодической печати дает возможность:

– формировать в учащихся умение «грамотно» прочитывать газетную статью;

– использовать газетные заголовки в качестве иллюстративного языкового материала на уроках русского языка при изучении разделов науки о языке;

– использовать газетные заголовки на уроках развития речи при обучении различным видам речевой деятельности.

* Лазарева Э.А. Заголовок в газете – Свердловск – 1989г.

* Подчасов А.В. Дезориентирующие заголовки в современных газетах. //Русская речь 2000 №3.

* Ф.Д. Хадсон Modern Newspaper Practice. Oxford -92.

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>