1.3.3 Развитие интеллекта и специальных познавательных способностей в течение жизни
Рис.1.8.Развитие кристаллизованного и флюидного интеллекта в течение жизни (по J. R. Neselroade, R. В. Cattel! Handbook of Multivariate Experimental Psycology. N. Y.: Plenum Press, 1988)[6;143]
Главной особенностью изменения интеллекта при старении является дифференциация психических функций[9]. В молодости основные парциальные способности (пространственные, вербальные, арифметические и пр.) могут изменяться относительно независимо друг от друга. В пожилом возрасте проявляется дифференцировка функций на «кристаллизованные» и «текучие» (по Кэттеллу). По Кэттеллу, «кристаллизованные» функции зависят от тренировки, образования, приобщенности к культуре (логическое мышление, способность к счету, знания и пр.). Под «текучими» способностями Кэттелл понимал способности, позволяющие осуществлять гибкое и быстрое восприятие и обработку информации (скорость обработки информации) [6;143]. Эти способности обусловлены генетически. Кэттелловский «текучий интеллект» тождественен фактору «общей умственной энергии» по Спирмену.
Данные исследований возрастных изменений познавательных функций свидетельствуют о том, что «кристаллизованные» функции мало зависят от процесса старения, их структура не изменяется, они могут тренироваться (способность заучивать стихи) [14;57]. Что касается скоростных способностей («текучий интеллект»), то, как правило, они снижаются при старении, особенно после 60 лет.
Можно сделать вывод, что общий интеллект в течение жизни претерпевает определенные изменения: развиваясь особенно интенсивно от 0 до 12 лет, достигая оптимума развития к 20-30 годам, его уровень несколько снижается и затем падает после 60 лет. «Кристаллизованный интеллект» либо снижается незначительно, либо остается неизменным и может даже развиваться.