Технология обучения
Особенности групповых занятий.
Современная технология обучения связана с самообразованием и групповыми формами организации учебного процесса. Обучение при этом должно быть распространено на каждого студента индивидуально.
Индивидуализация предполагает ориентацию обучения на типологические особенности студентов. В процессе обучения приходится учитывать, что студенты обладают неодинаковым развитием и степенью подготовленности, у них различные особенности нервной системы. Все они разные. Все они по-разному относятся к учебе, к данной учебной дисциплине, к своим успехам и неудачам. Они по-разному проявляют эмоции и волю. В процессе учебы у студентов по-разному развивается мышление, по-разному формируется познавательный интерес, способность к самообучению и самостоятельному добыванию знаний.
В студенческих группах (коллективах) складывается своя иерархия и действуют свои механизмы ранжирования – ранжирование по психологическим типам. Наиболее сильные психологические типы – экстраверты и особенно сенсорно-логические экстраверты становятся лидерами в группе. Они подавляют более слабые психологические типы – интровертов [5, 6]. Интроверт по складу своего характера делает все медленно, пропускает через себя и осмысливает информацию малыми порциями. Поэтому при обучении в группе он всегда отстает от экстравертов. Догонять лидеров группы интроверт может только путем самостоятельных дополнительных занятий вне группы.
Таким образом, при групповой форме организации учебного процесса помимо занятий с преподавателем необходима организация самостоятельной работы студентов вне группы.
Понятие об образовательном процессе.
Образовательный процесс в современной отечественной дидактике часто рассматривается в виде статической модели, которая включает такие компоненты как цель, содержание образования, методы, средства и организационные формы обучения [7].
Реальный образовательный процесс проходит в динамике и понимается как взаимодействие деятельности преподавателей и студентов, направленной на достижение учебных целей, задач обучения, развития и воспитания, на формирование знаний, умений и навыков. Деятельность преподавателя и деятельность студентов являются главными составляющими реального образовательного процесса.
В профессиональной деятельности преподавателя всегда присутствуют три сменяющих друг друга этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап
используется преподавателем для планирования содержания, целей, технологии обучения на занятиях по данной учебной дисциплине. Составляя рабочую программу преподаватель определяет содержание образования на лекциях, практических, лабораторных и других видах занятий, осмысливает и конкретизирует цели обучения, развития и воспитания, структурирует содержание образования, выделяя в не основные дидактические единицы учебной информации.
При составлении рабочей программы по учебной дисциплине преподаватель пользуется нормативной и учебно-методической документацией (государственным образовательным стандартом, учебным планом специальности, графиком организации учебного процесса).
Основной этап
образовательного процесса предназначен для реализации содержания образования, целей обучения, развития и воспитания студентов, формирования у них знаний, умений и навыков. Преподаватель сообщает на занятиях студентам учебную информацию, организует их учебно-познавательную деятельность и обеспечивает усвоение ими всех основных дидактических единиц учебной информации на необходимом уровне.
На стадии основного этапа преподаватель пользуется литературой, которая несет в себе учебную и методическую информацию, выполняет тренирующие функции и формирует у студентов знания, умения и навыки. Учебно-методическая литература расширяет возможности преподавателя в достижении целей обучения, развития и воспитания.
Заключительный этап
образовательного процесса используется для получения совокупной информации о результатах обучения, на основании которых делаются соответствующие выводы. Выводы используются при последующем планировании.