Приемы подготовки учебного материала
Проблема появляется с возникновения проблемной ситуации, т.е. противоречия между знанием о потребности в каких-то действиях и незнанием путей осуществления этих действий. Правильная формулировка проблемной ситуации есть одновременно начало решения проблемы.
Проблемная ситуация разрешается методом доказательств.
При проблемном обучении преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая методом доказательств все пути, все особенности. Кроме того, проблема может быть расчленена на несколько подпроблем, одни из которых решаются преподавателем, а другие или часть подпроблемы рекомендуется для решения студентам.
При проблемном изложении учебного материала преподаватель или автор книги методом доказательств показывает путь, который ведет к данному выводу [10]. Проблемные ситуации ставят студента перед необходимостью анализировать явление, устанавливать причинно-следственные связи между параметрами. Обучающийся сравнивает новое знание с ранее полученным.
Проблемный подход усиливает познавательный интерес, но требует от преподавателя огромной методической работы, высокой научной компетенции, умения системно и доказательно излагать материал.
Учебный материал становится более доказательным. Студент учится мыслить научно, творчески. Эмоциональность проблемного обучения способствует формированию интереса к учебной дисциплине. Забывание закономерностей, открытых самостоятельно путем доказательств, ниже, чем знаний, полученных другими методами.