Мотивация обучения
В теории управления учебным процессом введено понятие "потребность". Потребность – это физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо
[15]. Потребность нельзя непосредственно наблюдать или измерять. О ее существовании можно судить только по поведению людей. Так, еще в период учебы в школе у некоторых молодых людей возникло желание поступить учиться в вуз. Такое желание вызвало дискомфорт, беспокойство и побудило людей к действиям: они стали старательнее учиться в школе, стремились хорошо сдать выпускные экзамены, а затем и вступительные экзамены, прошли по конкурсу и стали студентами.
Таким образом, потребность побуждает людей к совершению определенных действий. При удовлетворении потребности человек ощущает чувство облегчения, благополучия, снятия напряжений.
В своей жизни человек может испытывать различные потребности. При классификации по А. Маслоу [16] потребности можно разделить на пять категорий, расставленных по уровням (рис. 1).
На первом уровне расположены физиологические потребности (потребности в еде, одежде, жилье, зарплате, в условиях работы и другие потребности, необходимые для выживания).
На третьем уровне расположены социальные потребности. Внимание человека перемещается к потребности в любви, дружбе, принадлежности к какому-нибудь коллективу, поддержке коллектива. Люди испытывают желание нравиться другим.
Потребности в уважении (личностные потребности) принимают две формы. Во-первых, потребность в самоуважении, т.е. удовлетворение самим собой. Оно связано с чувством достижения цели, компетентности, знаний, зрелости и т.д. Во-вторых, потребность в уважении другими людьми. Она связана с репутацией, общественным признанием, статусом внутри группы.
На верхнем уровне расположены потребности в самореализации и в самовыражении. Стремясь удовлетворить эти потребности, люди стараются реализовать свой потенциал, показать свои способности и быть лучшими в группе. Потребность в самовыражении проявляется в становлении человека, как личности.