Стимулирование учебы студентов
В процессе самостоятельной работы студент должен добывать знания сам в своем индивидуальном темпе. Для этого учебная книга, с которой работает студент, должна быть понятна, доступна, интересно и грамотно оформлена. Кроме того, студента необходимо обеспечить различной методической литературой.
Закрепление изученного материала и промежуточный контроль.
На этом этапе происходит осознание того, что учебный материал усвоен. Достигается это путем ответов на вопросы, выполнения упражнений, решения задач. Контрольные вопросы, упражнения и задачи, составленные для данного этапа обучения, должны быть ранжированы по уровням сложности, учитывающим степень освоения учебного материала. Знания и умения первого уровня должны соответствовать базовому стандарту, оцениваться оценкой "удовлетворительно" и обязательны для всех успевающих студентов. Знания и умения второго уровня оцениваются на "хорошо" и "отлично". Уровень третий – творческий.
Промежуточный контроль – это самоконтроль, который указывает студенту, чего он достиг. Далее студент решает, сам остановиться ему на достигнутом или продвинуться на вышестоящий уровень знаний и умений.
Завершающий контроль.
Это конечный этап изучения учебной дисциплины, раздела, темы. Проводится он в форме зачета, экзамена.
Применяемая технология обучения должна найти отражение во всех учебных изданиях. Учебные издания, в свою очередь, обеспечивают современную технологию обучения в действии.
2. Учебная книга
2.1. Роль преподавателя и учебника
В центре образовательного процесса всегда находятся преподаватель и студент, которые используют в качестве средства обучения учебную книгу.
Если цель обучения заключается в сообщении сведений по учебной дисциплине, то задача преподавателя состоит в наиболее удобопонятном изложении своего предмета, Сообщение должно быть интересно, живо, подробно, снабжено иллюстрациями, связано с предыдущими сведениями. Сообщение должно ярко запечатлеться в памяти студентов.
Поскольку учебная информация изложена в учебнике, то преподаватель незаменим лишь постольку, поскольку устное сообщение по живости и наглядности всегда превосходит письменное. Учебник в данном случае выступает в качестве книги для чтения. Конечно, он должен быть хорошо издан, написан живым языком, снабжен разъясняющими и способствующими запоминанию предмета иллюстрациями.
Если преподаватель хорошо владеет содержанием учебника, то его задача сводится к сообщению сведений. Этому служит специальная, основанная на психологии техника преподавания, знание и владение которой составляет основу педагогической подготовки [17]. Зачастую такая подготовка значимее хорошего знания преподаваемой учебной дисциплины. Преподаватель, который меньше знает предмет, но умеет живо и интересно передать его учащимся, лучше преподавателя, прекрасно знающего свой предмет, но не владеющего техникой его изложения. Поскольку преподаватели могут быть разными, то в передаче учебной информации между преподавателем и учебником нет принципиального, существенного различия. Учебник к тому же выполняет организующую роль в проведении самостоятельной работы и расширяет возможности преподавателя.
2.2. Общие требования к учебной книге
Учебная книга – это особый вид издания, предназначенный для реализации образовательного процесса. Это источник знания, в котором материализовано содержание образования в виде конкретного учебного материала.