1.4.3 Зависимость учебной успеваемости от уровня развития отдельных интеллектуальных способностей
В педагогической психологии накоплен колоссальный эмпирический материал, касающийся связей уровня развития интеллекта с успеваемостью[6;155]. Следует отметить, что вербальный интеллект сильнее связан с уровнем учебной успеваемости, чем невербальный (по Векслеру).
При осуществлении индивидуального подхода к обучению важно знать, как развитие отдельных составляющих структуры интеллекта определяет успешность овладения школьниками теми или иными учебными предметами. В зависимости от возраста ребенка характер этих связей меняется. Cосредоточим свой анализ на результатах исследований детей среднего и старшего школьного возраста.
Анализ доступных литературных данных по проблеме взаимосвязи уровня развития познавательных способностей и успешности обучения в школе по различным учебным предметам показал, что для определения профиля обучения и определения уровня, на котором будет проводиться обучение, достаточно диагностики трех типов интеллекта: вербального, математического и пространственного[9;208]. Обобщенные результаты приведены в следующей таблице, показывающей корреляции между успешностью обучения по различным школьным предметам и познавательными способностями.
Табл. 2. Успешность обучения по школьным предметам и
уровень интеллекта.[9]
Школьные предметы |
Интеллект | |||
Невербальный математический |
Невербальный пространственный |
Вербальный |
Общий | |
Русский язык |
+ |
++ | ||
Литература |
++ |
++ | ||
История |
+ | |||
Иностранный язык |
+ | |||
География |
+ |
+ | ||
Физика |
++ |
+ | ||
Алгебра |
++ |
++ |
++ |
++ |
Геометрия |
++ |
++ |
++ |
++ |
Химия |
++ |
+ |
+ | |
Зоология |
+ |
+ | ||
Черчение |
+4- |
++ |
++ |