Психолого-педагогические основы воспитания экологической культуры.
В процессе воспитания и развития экологической культуры у детей школьного возраста нельзя не учитывать различий в способах восприятия ими окружающего мира, явлений и в стилях познания, зависящих от доминирующего полушария головного мозга. Практика показывает, что модель воспитания, господствующая в детских садах, учреждениях дополнительного образования, школах и даже семьях направлена на развитие исключительно левого полушария, т.е. на развитие у детей способности к ступенчатому, а не целостному восприятию окружающего мира.
Объяснение этому группа авторов находит [20, стр. ] в том, что в обыденном сознании бытует представление будто бы дети в своем восприятии явлений идут от части к целому. В то время как психологами давно доказано обратное: даже в младенческом возрасте ребенок вовсе не воспринимает только отдельные предметы, а охватывает ситуацию в целом. По мере взросления его восприятие, не изменяя своей внутренней сущности, начинает действовать в союзе с другими функциями и поэтому видоизменяется.
Для развития образного мышления необходимо расширять каналы ввода информации, активно используя не только слух и зрение, но и другие чувств – тактильную чувствительность, невербальное восприятие (музыку, пение, рисование, лепку, сочинение стихов, инсценировку и другие).
Между тем образование и воспитание детей младшего школьного возраста осуществляется вопреки тому, что мироощущение этих детей характеризуется доминированием работы правого полушария, а значит, и развитостью воображения и способности целостно воспринимать мир. Это диктует настоятельную потребность в радикальном пересмотре принципов воспитания младших школьников с учетом особенностей их психического развития. А вот опыт социальных отношений у них чрезвычайно беден и ограничен. Основное внимание детей этого возраста концентрируется на социальном круге отношений – к самому себе, к сверстникам, взрослым (учителю, родителям). Для детей, входящих в социальный мир, этот аспект оказался, более значим, чем отношение к природному окружению, которое воспринимается ими как данность, как естественный жизненный фон.
В подростковом возрасте восприятие окружающего мира характеризуется некоторым отходом от персонифицированного отношения к осознанию природы, прежде всего как к утилитарной ценности, поскольку информация о ней изобилует данными об ее утилитарном предназначении. Осуществляя наиболее адекватного взаимодействия с окружающим миром, подростки, быстро увлекаясь тем или иным занятием, столь же быстро его сменяет. Эффект взрослости и потребность в творческой самореализации сопровождается повышенным интересом к самопознанию. Это можно использовать как опору в строительстве личности подростка, развитие экологической культуры.
Как показывает практика, формировать у подростков напрямую ответственное отношение к природе, окружающей среде, своему здоровью – малоэффективно. Для них эти задачи слишком абстрактны и малозначны.
Добиться воспитания названных качеств реальнее, если идти к этому косвенным путем, используя подростковую потребность в самосознании.
В этом могут помочь различные диагностические тесты (типа «Твои радости и огорчения»), которые дадут подростку развернутую картину его личности, побудят его к раздумьям о смысле жизни и о своем месте в ней. Полученная информация может оказать позитивное влияние на нравственность, культуру, жизненные установки подрастающего человека.
Опыт показал, что родителям, педагогам особое внимание следует обращать на меру воспитательных воздействий и уважение мнения детей. В общении с подростками назидательный тон вредит больше всего, он вызывает реакцию сопротивления и воспринимается подростками как недооценка их возможностей.
Одним из слагаемых успеха является установление отношений доверия и сотрудничества между воспитателями и воспитанниками, которые, не ущемляя чувство взрослости ребят позволяют эффективно влиять на повышение уровня их экологической культуры и нравственности. Больше внимания следует уделять и тому, чтобы оценки и суждения исходили,
по возможности, не от педагога, а от самих учащихся и тогда эти оценки могут стать стимулом в усвоении этических норм, осознании подлинно культурных ценностей. Это особенно успешно достигается в том случае, если общение происходит в форме диалога. В диалоге обучающиеся воспринимаются как равные собеседники с правом на собственную позицию, на свою систему ценностей, на индивидуальный способ восприятия мира. Самое главное в диалоге – не столько овладеть умением, отстаивать свою точку зрения, сколько научиться сомневаться в ней.
Человек развивается как личность, овладевая техникой диалогового общения, включающий не только умения взаимодействовать с другими людьми, но и вести свой внутренний диалог. Овладение способностью вести свой внутренний диалог происходит в подростковом возрасте.