Сущность экологического воспитания.
Однако, следует заметить, что только благодаря процессу социализации экологическая культура формируется как качественное новообразование личности, ибо личность – понятие социального происхождения.
Под экологической культурой мы понимаем часть общей культуры – совокупность гармонично развитых интеллектуальной, деятельностной, эмоцианально-чувственной сфер, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим собой). Общее представление об экологической культуре конкретизируется на каждом этапе развития личности определенными показателями, что обусловлено психологическими особенностями возраста. Уровень развития экологической культуры выступает, таким образом, в качестве критерия экологической воспитанности ребенка.
Понятие экологической культуры – комплексное, распространяющееся на весь спектр взаимоотношений человека с окружающей средой и пронизывающее всю личностною структуру. Это понятие включает в себя и бережное, ответственное отношение к окружающему миру, и любовь к природе и ряд других понятий, которые неоднократно выдвигались как самостоятельные цели экологического воспитания.
Учитывая непрерывный характер развития личности, необходимость придания педагогическому процессу целостного характера, мы считаем целесообразным в качестве целевой установки определить развитие экологической культуры личности и в процессе образования, и воспитания. При этом каждый из рассматриваемых процессов не может выступать достаточным, но является необходимым условием эффективности развития экологической культуры.
Соотношение понятий «образование» и воспитание остается в педагогике дискуссионной проблемой. На уровне целенаправленных педагогических воздействий «экологической образование» и «экологическое воспитание» - равноценные и самоценные категории, имеющие свою специфику и играющие особую роль в развитии экологической культуры личности.
Экологическое воспитание – целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом.
[20, стр. 66]
Экологическое образование – целенаправленное воздействие на формирование мировоззрения, осознанного отношения к окружающему, формирование экологических знаний, умений, навыков. [20, стр. 66]
Развитие экологической культуры личности – результат широкого процесса экологизации личности – становление ее сущностных сил, обеспечивающее экологически обоснованное взаимодействие с окружающим.
Исходя из выше сказанного понятия «экологическое воспитание» и «воспитание экологической культуры» можно рассматривать как тождественные при условии установки экологического воспитания на развитие экологической культуры.
Следует также остановиться на взаимосвязи процессов экологического воспитания и образования. Заметим, что специального внимания заслуживают вопросы экологического воспитания в процессе образования и, напротив, экологического образования в воспитательном процессе. В первом случае важно проследить логическую взаимосвязь воспитательной работы с образовательными программами, обеспечить взаимосвязь содержания учебного процесса с деятельностью младших школьников во внеурочное время. Во втором – обеспечить решение воспитательных задач в процессе изучения детьми основ экологии.