Результаты изучения особенностей грамматических умений.
Установленные особенности грамматического строя речи у разных групп учащихся мы представили в таблице.
Особенности грамматического строя речи у учащихся старших классов школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи,%
Изготовление мобильных стендов - тел. (499) 157-2816. Изготовление мобильных стендов, цена. Виды ошибок | Испытуемые |
Дети с тяжелыми нарушениями речи | |
- в словообразовании | 0 |
- в употреблении падежей существительных | 50 41,7 |
- в употреблении числа существительных | 66 48 |
- в согласовании различных частей речи | 50 16 |
- в употреблении предлогов | 70 90 |
- в конструировании предложений | 50 58 |
Анализ полученных результатов показывает, что наибольшие трудности у всех учащихся с тяжёлыми нарушениями речи наблюдаются при употреблении предлогов. При этом учащиеся либо совсем не употребляют предлогов, либо употребляют только простые предлоги /в, на, за, с, к/, в активном запасе в основном 4-5 предлогов, редко встречаются: под, над. Сложные предлоги не употребляются.
Многие испытуемые допускают ошибки в употреблении числа существительного: либо вовсе не указывают, либо делают это неверно. При преобразовании существительных единственного числа в множественное допускают ошибки /ребёнок - ребёнки, человек - человеки/.
Конструирование предложений также заслуживает определённого внимания. Ученики конструируют, в основном, нераспространенные, несогласованные предложения, часто без знаков препинания, случаются пропуски членов предложения, союзов.
Входе обследования выявились следующие трудности в употреблении падежей существительных: наиболее часто допускаются ошибки в родительном, винительном и творительном падежах. Так учащиеся либо заменяют один падеж другим, либо вовсе затрудняются определить его.
В согласовании различных частей речи учащиеся испытывают трудности преимущественно при согласовании числительных с существительными, меньшее количество ошибок встречается при согласовании глаголов или прилагательных с существительными.
Навыки словообразования учащихся старших классов сформированы, поэтому в ходе обследования ошибок не выявлено.
Исходя из количественных данных обследования вышеизложенных грамматических умений, можно сделать следующие выводы: у старшеклассников, по сравнению с детьми более младшего возраста наблюдается тенденция снижения количества грамматических ошибок, меняется количественный показатель в определённых видах ошибок, где-то в сторону увеличения, где-то в сторону уменьшения их количества.