Теоретические аспекты формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка.
Образование и воспитание с личностной ориентацией подразумевает использование многообразных вариантов и моделей развития личности учащихся с учетом их природно-личностного потенциала. Развитие личностного начала подростков, их воспитание будет более эффективным, если оно «будет интегрировано и вписано в контекст культуры» (6,142), и учащиеся будут активно овладевать лучшими образцами как национальной культуры своей страны, так и мировой цивилизации. Познавая ценности культуры, ребенок приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей вещей.
Развитие личности подрастающего человека, его мотивационно-потребностной, нравственной сферы наиболее активно проходит в деятельности по усвоению норм взаимоотношений между людьми, морально-этических, духовных ценностей. По словам П.А. Флоренского, именно культура есть среда, растящая и питающая личность. При этом, большая роль в развитии личности подростков, их нравственном становлении отводится познанию и осмыслению народной культуры. Осознание себя как части истории своего народа, мирового целого делает человека духовно богаче.
Общечеловеческие ценности представлены в обычаях и традициях
каждого народа. Народные традиции – это механизм сохранения и передачи социального опыта подрастающим поколениям, с их помощью происходит вхождение ребенка в социум, подготовка к самостоятельной деятельности. Ядром народных традиций выступают общечеловеческие ценности, преломленные через специфику образа жизни народа, связанную с национальными, природными, социально-экономическими, культурными и другими особенностями.
Традиции – это неотъемлемая часть этнического сознания. Наиболее ярко они проявляются в материальных и духовных ценностях этноса, произведениях народного творчества, художественно-прикладном искусстве. Роль народных традиций в педагогическом процессе трудно переоценить. Еще Е.Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью» [131,162]. Актуальны для организации педагогического процесса мысли великого педагога о большом влиянии характера национальных особенностей, культуры народа на воспитание.
Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этнические нормы выступают ведущими факторами воспитательного процесса, оказывают огромное влияние на формирование личности подрастающего человека. Народное творчество, искусство, игры и другие средства воспитания, используемые народом, его национальные духовно – нравственные ценности формируют у подрастающих поколений лучшие человеческие качества.
Проблемы народной педагогики отражались в работах педагогов разных времен. Так, еще А.Я. Коменский изучал народные традиции воспитания и включал их в свою педагогическую систему. В России мысли о связи между традиционной культурой народа и системой воспитания подрастающего поколения высказывал К.Д. Ушинский. Дальнейшее развитие эти идеи получили у педагогов других народов России - И. Марджани, Б. Гасиринского, К. Настири, С. Михайлова, И. Михеева, И. Яковлева, Д. Банзарова и др.[89,466].
Роль народных традиций в педагогическом процессе исследуется и в современной педагогической литературе. Изучаются и анализируются возможности использования народных традиций в подготовке детей и подростков к освоению нравственного, трудового, эстетического опыта поколений (В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, М.Б. Гуртуева, З.М. Магомедова и др.), их роль в духовном становлении личности (Г.С. Виноградов, Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, В.З. Смирнов, М.Ф. Шабаева и др.). Социальный аспект воспитания на народных традициях рассматривается через анализ целей, содержания, путей передачи опыта (В. Бальжиев, А.Ш. Гашимов, Ж. Доржиева, Т.К. Искаков, Я.И. Ханбиков, И.А. Шаров и др.).
Большое внимание народной педагогике, вопросам освоения народных традиций уделяют и конкретные методики преподавания той или иной дисциплины. В первую очередь это относится к дисциплинам гуманитарного цикла. Среди них особое место занимает обучение иностранным языкам. Одной из основных задач в обучении иностранным языкам является приобщение учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира. Дети подросткового школьного возраста воспринимают информацию о народных традициях и культуре других стран наиболее продуктивно. Исследования, проводившиеся в Канаде, подтверждают, что дети, изучающие иностранные языки, более восприимчивы к культуре других народов, чем те, кто их не изучает [172,118]. Подростки не только открыты для восприятия людей, отличающихся от них самих [159],[169], но именно в этот период (от 11 до 15 лет) возникает критическое отношение к мировым культурным ценностям [173,27].