Различные подходы к проблеме объяснения феномена юмора
Сколько людей – столько и мнений. Во все времена мыслители обращались к проблеме юмора, пытаясь выяснить его природу, понять значение и функции – каждый находил что-то новое и оригинальное в подходе к решению этой задачи.
Одним из первых сделал попытку объяснить феномен юмора Платон. Он говорит о двойственной природе смеха, который соединяет боль и удовольствие, т.к., порождаемый поведением других людей, он является ответом на их ошибки. Ошибки – это несчастья человека, а, значит, мы сеемся над несчастьем человека. Несчастье –боль, смех – удовольствие.
Цицерон привел первую классификацию приемом остроумия:
1. Смешное, проистекающее из самого содержания предмета.
2. Смешное как словесная форма, которая включает в себя: двусмысленность, неожиданные умозаключения, каламбуры, необычные истолкования собственных имен, пословицы, аллегорию, метафоры, иронию. Причиной же смеха он считал что-то безобразное переданное небезобразным способом.
Много столетий спустя Гоббс, обращаясь к проблеме смеха, отмечал психологическую парадигму этого феномена. Он утверждал, что смех – это всегда радость. Детерминировать смех могут различные события, общее в них – что-то новое и внезапное: тогда у человека возникает чувство ликования оттого, что он осознал что-то значительное в себе самом и сравнил это значительное со слабостью других или своей немощью в прошлом.
Брейн определил смех как выражение торжества победы над врагом. Но смех настолько связан с радостью победы, что превратился в выражение радости вообще. Еще одна функция смеха – умственная разрядка, отдых, снятие напряжения.
Во второй половине XIX века Спенсер обратился к структуре ситуаций, вызывающих смех. По Спенсеру есть смех, вызванный простыми чувствами, и есть комический смех. В первом случае – это выплеск нервной энергии, накопленной в результате воздействия сильных эмоциональных встрясок, во втором – означает "нисходящую несовместимость": человек ждет чего-то большего, а находит маленькое. Если же вместо ожидаемого маленького обнаруживается неожиданно большое, то возбуждается чувство удивления от "восходящего большого".
Интересен подход Хартли. Он подошел к изучению комического как эволюционист, попытавшись проследить изменение смеха на протяжении жизни. Хартли анализирует смех от щекотки, как от быстрого чередования противоположных ощущений: болезненного прикосновения и мгновенного исчезновения боли. Все раздражители, вызывающие смех, по своей сути, есть такое чередование. Хартли рассматривает эволюцию таких раздражителей в течение жизни и приходит к выводу: по мере взросления меняются раздражители, но не их структура, смех, таким образом, – ответ на "психологическую щекотку".
Шотландский философ Дж. Битти разделял смех на естественный и искусственный. Роль искусственного смеха, такая же, как песня мальчика, пытающегося скрыть от себя страх. Естественный смех подразделяется на животный (от щекотки, от радости) и интеллектуальный – от осознания смешной идеи.
Дж. Локк интересовался особенностью остроумной мысли, которая отличает ее от неостроумной. Он различает простое суждение и остроумное. Цель первого – избежать заблуждений, основанных на случайном сходстве, а секрет остроумия прежде всего в сходстве идей и их объединении, быстром и прихотливом, которое дает чувство удовольствия.
Шопенгауэр определял смех через особенности чувственного восприятия и рассудочного знания. Философ видит ключ к объяснению комического в победе чувственного восприятия над абстрактным знанием. Смех появляется там, где осознается несовпадение понятие с реальностью, т.к. понятие охватывает только часть свойств, и наступает момент, когда осознается несоответствие между объектом, взятым во всей совокупности свойств и однобоко отражающим его понятием. Смешное по Шопенгауэру делится на остроумное и глупое. Остроумие – это форма смешного, которая осознанно смешивает разные объекты, пользуясь тем, что их можно описать одним понятием; неожиданное обнаружение различий понятий, входящих в одно понятие–природа глупости.
Противоположных взглядов придерживался Анри Бергсон. В начале XX века большую популярность имела книга его "Смех на сцене и в жизни". Ее основные постулаты: первое, все смешное должно быть "человечно" (животные и неодушевленные предметы смешны, если напоминают о чем-то человеческом), и, второе – для смеха характерно отсутствие чувств. Ведущая концепция Бергсона в осознании природы комического – концепция "социального упрямства". Человек, подчиняясь общественным требованиям, не имеет права давать волю своим привычкам, поэтому общество настороженно относиться ко всем проявлениям такого автоматизма, т.е. недостатку гибкости ума, характера и тела. Эксцентричность всегда асоциальна. На проявление эксцентричности общество отвечает смехом, цель которого – исправление. Назначение смеха – постоянной угрозой нависать над человеком, корректируя его социальное поведение, поэтому смеются над пороками, промахами, просчетами и ошибками, а случается и над добродетелями: главный критерий – отсутствие социальной гибкости.