Заключение
1. Анализ литературы показал, что эвристическое обучение – один из древних видов обучения, которое восходит к Сократу. Дидактические аспекты эвристического обучения были разработаны в разные периоды в трудах Коменского Я.А., Ушинского К.Д., Хуторского А.В. и др., что свидетельствует об актуальности эвристического метода на протяжении многих веков. С другой стороны, реализация в образовательной практике ЭО представляет собой в разные эпохи результат педагогических усилий прогрессивных исследователей-педагогов, выступающих против традиционных, объяснительно-иллюстративных методов обучения. В этой связи актуальность ЭО обосновывается объективными требованиями, предъявляемыми обществом к школе, и возникающими воспитательными задачами, связанными с формированием самостоятельной, творческой личностью на основе эвристических, проблемных приемов и методов обучения и воспитания. Длительная история развития воспитательных практик свидетельствует, что обеспечить сформированность у учащихся эвристических, творческих способностей возможно через включенность школьников в самостоятельную учебно-поисковую деятельность по разрешению разного уровня сложности задач, что в свою очередь обеспечивает развитие мыслительных процессов растущей личности, активизацию ее мышления.
2. Анализ литературы [12, 21, 39] показал, что общей характерной особенностью как системы ЭО, так и проблемного, развивающего и личностно-ориентированного типов обучения выступает их направленность на более эффективное личностное развитие учащихся через включение их в самостоятельную учебно-поисковую деятельность. Отличительными характеристиками этих типов обучения выступают способы и средства вовлечения школьников в самостоятельную деятельность по приобретению новых знаний.
3. Одним из эффективных способов обучения, который позволяет учащимся проявить творческую активность в процессе обучения математике, является система эвристических методов и приемов. Результаты дипломного исследования показали, что эффективными эвристическими способами и приемами выступает следующая система эвристических методов (метод вживания, метод эвристического наблюдения, метод эвристического исследования, метод гипотез, метод конструирования теорий, метод «Если бы…», метод гиперболизации, метод агглютинации методы ученического целеполагания и планирования, методы создания образовательных программ учеников, методы самоорганизации обучения, методы взаимообучения, метод проектов и т.д.). Целью реализации эвристической системы выступает расширение возможностей проблемного обучения и ориентация ученика на достижение неизвестного ему образовательного результата-продукта. Задачами, решаемыми в ходе ЭО, выступают: более эффективное развитие учащихся и их креативного мышления через включение их в следующие мыслительные операции: анализ, обобщение, сравнение и т. п., что обеспечит развитие общеучебных, исследовательских умений. Сущностью методической системы ЭО является: «создание учащимися собственного содержания образования, рефлексивное конструирование теоретических элементов знаний, и в качестве результата обучения получение собственного образовательного продукта». [46]
4. Содержание и форма творческой деятельности учащихся, направленные на развитие креативного мышления, соответсвуют сущности эвристического обучения, которое способствует вовоечению учащихся на уроках математики в учебно-поисковую деятельность. Важным звеном содержания ЭО является эвристическая задача, которая конструируется таким образом, чтобы ее содержание и способы решения отвечали требованиям и соответствовали структуре эвристической, творческой деятельности.
5. Результаты проведенного нами эксперимента показали, что ЭО, направленное на развитие творческих способностей учащихся может использоваться при изучении нового материала (путем исследований, проведения экспериментов); при совершенствовании ранее усвоенных знаний с целью обобщения, сравнения, синтеза, анализа полученных ранее знаний; для стимулирования многоаспектного осмысления явлений, самостоятельного поиска учащимися новых способов деятельности, которым их ранее не обучали; для закрепления изученного ранее материала (путем разработки учащимися заданий на пройденную тему, составлений кроссвордов, игр и др.); для применения знаний в новой ситуации (создание образовательного продукта на основе имеющихся знаний и опыта).