Работа с книгой
В процессе чтения полезно делать записи. Значение их огромно. Они мобилизуют внимание читателя, побуждают глубоко обдумывать текст, рассматривать его со всех сторон, расчленять на части по смыслу, сопоставлять и обобщать их, находить формулировки выделенным частям. А все это помогает лучше понять и запомнить содержание прочитанного.
Запись важна еще и потому, что, фиксируя мысль, читатель как бы «переваривает» читаемое, задумывается над его содержанием. Психологи утверждают, что для прочного запоминания материала нужно, с одной стороны, чтобы процесс восприятия был как можно дольше, продолжительнее. С другой стороны, необходимо, чтобы в усвоении материала принимало участие как можно больше видов памяти. При чтении обычно участвует зрительная память, при записи зрительная память дополняется моторной.
Делать записи полезно и в том отношении, что их можно использовать при повторении материала для быстрого восстановления забытого, не прибегая к повторному чтению.
Для учащихся записи являются лучшим способом собирания и накопления материала, который потом используется для подготовки к докладу, к выступлению, на семинаре, для написания сочинения.
Существует несколько видов записи; выписки, планы, тезисы, конспекты.
Выписки.
Выписки
делаются для того, чтобы собрать во время чтения интересные выражения, выводы и их доказательства, статистические данные, а также факты и примеры, которые имеют отношение к изучаемому вопросу.
Выписки лучше всего делать на отдельных карточках, которые можно систематизировать по темам, перетасовывать. Карточки можно временно изъять из темы, чтобы использовать их в докладе, лекции, беседе, а затем снова
поставить на место.
Выписывая на карточку цитату, которая вам понравилась или необходима, укажите название книги или статьи, откуда она взята, фамилию автора, год издания книги, номер страницы.
План.
План
— это перечень основных вопросов, изложенных в статье или книге. Типичным примером плана является оглавление книги.
Составление плана предполагает выполнение следующих этапов работы над текстом: чтение текста, по которому нужно составить план, ознакомление с его содержанием в целом и выделение главной идеи. В процессе первоначального чтения необходимо расчленить текст на смысловые части, выделить основные положения каждой из них; при вторичном чтении основные положения кратко сформулировать и записать в виде заглавий. Получится ряд заголовков, расположенных в той последовательности, в какой автор излагает основные вопросы.
Если главные вопросы книги или статьи содержат, в свою очередь, положения, которыми они подкрепляются, то менее существенные положения записывают подпунктами к соответствующим пунктам плана. Получится план, который называется сложным. Таким образом, сложный план содержит не только самые существенные, но и менее существенные положения, которые подкрепляют основные вопросы.
Формулировки пунктов плана могут быть как в форме вопросительных, так и назывных предложений.
Следует помнить, что краткость и сжатость формулировок достигается постепенно. В начале пункты плана могут быть многословными, недостаточно четкими. Точность ж лаконичность достигается в результате многократных упражнений и настойчивого труда.
Практика показывает, что в процессе работы над планом читатель глубже усваивает содержание текста, логику его построения, переходы и зависимость между отдельными частями, А это ведет к развитию логического мышления, вырабатывает умение сжато и кратко излагать свои мысли.
Тезисы.
Работая над учебниками и книгами, целесообразно делать записи в виде тезисов
. Если план только указывает на перечень вопросов, о которых идет речь в книге или статье, не раскрывая их сущности, то тезисы в сжатой форме передают содержание книги или статьи. Прежде чем приступить к составлению тезисов, нужно найти в тексте основные положения и их доказательства, а затем кратко и понятно их сформулировать.
Методы работы по составлению тезисов схожи с методами работы над планом. Сначала текст читают и делят его на логически законченные части, т. е. составляют план. Затем находят в тексте основные мысли и их аргументацию, которые и дают ответ на вопросы плана.