Профильная и уровневая дифференциация содержания образования
Задачу учета индивидуальных особенностей школьников, их познавательных возможностей, способностей и, таким образом, планирования достижения школьниками различных уровней усвоения знаний решает уровневая дифференциация содержания образования.
Уровневая дифференциация определяется как «Организация обучения, при котором школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже некоторого заранее заданного уровня обязательных требований» [4, с. 5].
Таким образом, уровневая дифференциация предполагает овладение всеми учащимися уровнем обязательной подготовки, т.е. достижение ими основных планируемых результатов, а также в зависимости от индивидуальных особенностей достижения школьниками различных уровней образования путем применения методов, организационных форм, средств обучения (вариативности темпа изучения материала; дифференциации учебных заданий; выбора различных видов деятельности и т.п.)
Уровневая дифференциация содержания образования обращена на реализацию индивидуального подхода по отношению к ученикам, которых можно условно объединить в отдельные группы.
Эти группы в процессе обучения могут быть сформированы по различным основаниям: способностям, интересам, уровню умственного развития и т.п.
В работе В.И. Слободчикова и Б.И. Исаева под способностями понимаются «свойства или качества человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности». Способности несут в себе природные предпосылки развития в виде задатков. «Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей» [12]. При этом, как отмечает С.Л. Рубинштейн, развитие человека - «это и есть развитие способностей, а развитие способностей человека - это и есть то, что представляет развитие человека как таковое» [12].
Способности обнаруживаются в деятельности, а именно, в такой деятельности, которая может осуществляться только при наличии этих способностей.
Уровневая дифференциация содержания образования предлагает учет как общих, так и специальных способностей учащихся.
Общие способности необходимо учитывать потому, что они отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности. Учет специальных способностей при уровневой дифференциации обучения связан с тем, что эти способности отвечают более узкому кругу требований избранной школьниками учебной деятельности.
При реализации уровневой дифференциации содержания образования важное значение имеют мотивации и интерес.
Под процессом мотивации поведения понимают «совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее», «интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности». Если у ученика не сформированы осознанная мотивация в приобретении знаний и интерес, то эффективность обучения будет невысокой. Г.И. Щукина [16, с. 24] показывает, что познавательный интерес может быть средством обучения, выступать в качестве мотива, и на более высоком уровне он становится свойством личности [16, с. 6-13].
Таким образом, дифференциация обучения не мыслима без внутреннего мотивированного отношения учащихся к занятиям, когда привлекательными оказываются не только достигаемые в ней результаты, но и сам процесс деятельности.
В настоящее время осуществляется дифференциация содержания образования на всех ступенях полной средней общеобразовательной школы. Разрабатываются общие подходы к решению этой проблемы, создаются методики, учебные программы, направленные на индивидуализацию обучения, учет склонностей, интересов, способностей школьников.
В решении проблемы уровневой дифференциации играют значительную роль внедряемые ныне в школу образовательные стандарты, которые, с одной стороны, обеспечивают доступность образования каждому ученику; с другой стороны, создаются условия для полного раскрытия личных возможностей и способностей учащихся.