Символика и атрибутика фан-движения.
Еще некоторое время назад фирменная клубная атрибутика была достаточно дефицитной вещью. В 70-80-х годах подавляющее большинство символики и атрибутики, используемой фанатами, была самодельной. Если сравнивать с 80 годами в Британии, то там считал модным нацепить на себя как можно больше клубных шарфов, шапку, футболку… В настоящее время в России производство футбольной атрибутики поставлено "на поток", поэтому можно встретить самую разнообразную символику и атрибутику. Поэтому имеет смысл выстроить некоторые типизации этой разнообразной атрибутики.В основании первой типизации можно положить клубную принадлежность символики. В этом случае с точки зрения конкретного фаната символика и атрибутика разделится на четыре большие группы: 1) символика собственной команды, 2) символика дружественных фан-движений, 3) символика враждебных фан-движений, 4) символика фан-движений, с которыми фанаты данной команды никаких отношений не поддерживают. Таким образом, разные типы символики ассоциируются с разными эмоциями: от дружеской до враждебной. Поэтому с этой типизацией связан ряд правил, определяющий поведение фаната, например, его отношение к фанатам с символикой и атрибутикой других команд.Ношение атрибутики какой-либо команды накладывает на ее владельца определенные обязательства и ответственность. Ношение символики может повлечь за собой как позитивное, так и на редкость негативное отношение к ее владельцу. Например если в Москве встретить человека в шарфе «Зенита», то это повлечет крайне негативную реакцию. Вплоть до физической расправой болельщика с берегов Невы. Обмен атрибутикой не очень приветствуется, поэтому допускается только между фанатами дружественных фан-движений.Тема взаимоотношений фанатов различных команд очень любопытна. На данный момент отношения между фанатами разных команд еще не устоялись, поэтому агрессия направляется на разные команды. Например, фанаты "Зенита" сначала (лет семь назад) дружили с фанатами московского "Спартака". А напряженные отношения у них были с фанатами "ЦСКА" (фанаты "ЦСКА" и "Спартака" - непримиримые враги). На данный момент взаимоотношения фан-групп изменились на 180 градусов. Питерские фанаты "воюют" c фанатами "Спартака".Также разный "вес" имеет разная атрибутика одной и той же команды. Здесь можно выделить три основные группы: 1) атрибутика "боевых организаций" – hooligan's, 2) атрибутика фан-групп, 3) общефанатская атрибутика. Первые две категории отличает то, что их нет в открытой продаже, и вся атрибутика изготавливается на заказ. Кроме того, как правило, это номерная символика, что формально должно усиливать ее индивидуальность. Общефанатская атрибутика находится в открытой продаже, но и у нее разный "рейтинг". Поскольку в продаже довольно много всевозможной атрибутики и она периодически меняется, то наиболее престижна та атрибутика, которая выпускалась раньше (желательно, чтобы ее выпуск в настоящий момент был прекращен).В развитом фан-движении атрибутика достаточно разнообразна и придумать что-то новое очень сложно. Фигурируют клубные шарфы, футболки, кепки, шапки, десятки значков, флаги, колпаки немыслимых размеров и т.д. Однако, новые нестандартные ходы все же возможны. Кстати, именно благодаря появлению новой символики зенитовские фанаты получили обобщающую сленговую кличку. Зенитовский клуб первым в России начал выпускать полиэтиленовые пакеты с изображением коллективной фотографии игроков "Зенита", а зенитовские фанаты получили обобщающее прозвище "мешки".Если же говорить о символике и символах, то это, прежде всего, напределенный набор и последовательностью цветов. И те клубы, у которых существуют серьезные традиции, стараются постоянно воспроизводить именно устоявшуюся клубную символику. Так, например, клубная форма и вся фанатская атрибутика московского "Торпедо" выдерживается в черно-бело-зеленых тонах, петербургского "Зенита" в сине-бело-голубых и т.д. Для фанатов крайне важна такая стабильность, потому что любые изменения символики клуба вынуждает фанатов менять всю атрибутику, что дорого, трудоемко и может породить конфликты в фанатской среде. Кроме того стабильность клубных цветов – это не только стабильность в фанатской атрибутике, но и определенные традиции в субкультуре фан-движения, так как клубные цвета находят свое отражение, например, в фанатском фольклоре. Но об этом речь пойдет несколько позже.Молодые провинциальные клубы обычно не имеют сложившихся клубных традиций, и поэтому они иногда позволяют себе радикально менять клубные цвета. Это, разумеется, создает дополнительные сложности фанатам этих команд. Кроме того, символами клуба могут стать имена знаменитых игроков и тренеров, защищавших цвета команды, особые места, неразрывно связанные с историей клуба (как правило, стадион) и т.д. Кстати, любопытный пример на тему, что такое клубные традиции и к чему могут привести попытки их нарушить, продемонстрировало московское "Торпедо". После того как значительную часть акций этого старинного московского клуба с богатейшими традициями купило АО "Лужники", оно стало проводить домашние матчи на стадионе "Лужники", а не на старом торпедовском стадионе и изменило название клуба с "Торпедо" на "Торпедо-Лужники". Кроме того в клуб пришел тренер из "ЦСКА" и привел с собой целую группу игроков из этого клуба, отказавшись от услуг "коренных" торпедовцев.Это решение спровоцировало сложные конфликты в самой команде и раскол в среде фанатов. Большая часть фанатов решило, что старый стадион подчеркивал то, что "Торпедо", это команда неразрывно связаная с "ЗИЛом", а все изменения - это попытка разорвать эти традиции. В результате произошел раскол фанатского движения и большая часть фанатов стала поддерживать недавно созданную команду "Торпедо-ЗИЛ", даже несмотря на то, что эта команда первое время выступала во втором дивизионе. Они решили, что именно эта команда является правопреемником знаменитой команды Стрельцова и других великих торпедовских игроков.