Актуальность темы.
Искусство наших дней остро ощущает нарастание ритма жизни. Героем многих лирических стихотворений стало само время, его течение. В драме и романе границы прошлого, настоящего и будущего сделались весьма подвижны. Произведения часто строятся на сложном переплетении временных пластов. Мимо этих сдвигов не может пройти и школа. В современных условиях желание сообщить ученикам итоги знаний, добытых многовековой историей человечества, стало трудно осуществить. Вчерашние знания часто оказываются перечеркнутыми новыми открытиями науки. Жизнь побуждает нас признать, что решающим условием полноценного развития ученика оказывается не только определенный багаж знаний, но и умение эти знания добывать и применять. Это становится возможным в том случае, если ученик обладает навыками чтения ( не только на родном языке).
Как известно, чтение в жизни каждого человека занимает определенную роль, и при изучении русского языка ( как и любого неродного) учащимися-азербайджанцами, является одним из неотъемлемых компонентов обучения. Однако, как свидетельствуют эмпирические данные, в массовой практике педагоги далеко не всегда находят правильное соотношение методов и приемов обучения чтению. Поэтому при их соответствующем подборе и активном использовании весь учебно-воспитательный процесс будет протекать эффективнее.
Данная дипломная работа посвящена различным системам проведения уроков чтения на русском языке в азербайджанской школе на всех этапах обучения русскому языку.
Проблема обучения чтению на русском языке учащихся в азербайджанской школе является одной из самых сложных и остается актуальной в настоящее время.
В представленной дипломной работе чтение рассматривается, как процесс овладения русской нормативной речью, а также, как средство формирования навыков беспереводного чтения (обучение логическому пониманию прочитанного на втором языке).
Специфика выбранной темы и поставленной перед ней задачи обусловила выбор и структуру работы.
Данная дипломная работа состоит из 2-х глав, введения, заключения и библиографии.
В первой главе рассматриваются общие проблемы обучения чтению на русском языке учащихся-азербайджанцев, а также непосредственно само чтение, как средство формирования навыков понимания идейно-художественных особенностей литературного произведения, умение в чтении выразить чувства и настроения, содержащиеся в произведении, понять авторское отношение к изображаемому и уметь передать свое отношение.
Вторая глава посвящена системам работ по развитию речи учащихся на уроках чтения.
Практическая значимость работы заключается в использовании различных методов и приемов обучения чтению для более успешного усвоения и закрепления материала, а также практического использования его в разговорной речи.