Контроль. Понятие о контроле.
Важнейшей особенностью человека и человечества является способность овладеть общественно-историческим опытом, накопленным за всю историю существования предшествующих поколений. Каждое новое поколение застает достигнутый уровень производительных сил, культуры или объем знаний, умений и навыков. Без овладения богатством, накопленным в прошлом, немыслимо развитие, невозможен процесс.
Вопросы контроля обученности учащихся получили значительно меньше освещения в отечественной методике обучения по сравнению с другими проблемами. Поэтому и необходимо рассмотреть эту проблему.
Говоря о контроле чтения, как такового, необходимо сказать, что его нужно рассматривать с точки зрения результата обученности, а не оценки. Для этого и существуют разнообразные программы, которые помогают учителям добиваться поставленных целей в освоение того или иного вида чтения учениками. На среднем этапе изучения иностранного языка в общеобразовательной школе предусматривается своя программа, в которой изложено то, что должен уметь ученик по окончанию этого курса:
В области обучения чтению учащимся предоставляется возможность овладеть умениями читать, понимать и осмысливать содержания текстов с разной глубиной и точностью проникновения в содержащуюся в них информацию:
а) с извлечением основной информации (ознакомительное чтение);
б) с извлечением полной информации (изучающее чтение);
в) с извлечением нужной (интересующей) информации (просмотровое/ поисковое чтение).
Задачи поискового чтения и учебные действия, подлежащие формированию. Задачи:
- определить тему;
- выбрать главные факты из текста, опуская второстепенные.
Учебные действия:
- прогнозировать содержание по заголовку, началу текста;
- выделить в тексте смысловые вехи;
- обходить незнакомые слова, немешающие выбору интересующей информации.
Показатели понимания текста:
а) Невербальная реакция на прочитанное.
- эмоционально отреагировать на информацию (улыбка, смех);
- проиллюстрировать с помощью рисунка, схемы.
б) Вербальная реакция на прочитанное.
- выделять необходимые факты, отделять основную информацию от второстепенной;
- предвосхищать возможные события/факты;
- определять свое отношение к прочитанному;
- раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
- понимать аргументацию;
- определять свою точку зрения на прочитанное, извлекать необходимую/интересующую информацию (10,123).
Чтобы контроль сделать более продуктивным существуют разные его виды, функции и задачи, которые будут рассмотрены ниже более подробно.
Перед обновляющейся школой стоит совершенно определенная задача; надо организовать процесс обучения так, чтобы учение стало для школьника одной из ведущих личностных потребностей, определяющихся внутренним мотивом, в этом и может помочь правильно организованный контроль.