Этапы обучения поисковому чтению и его контроль.
Предтекстовый этап.
Упражнения на ознакомление с композицией и полиграфическим оформлением издания.
1. Определите место резюме в начале (конце) статьи с заглавием (без заглавия).
2. Посмотрите, имеют ли части статьи названия или лишь нумерацию, или то и другое.
3. Установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи.
4. Установите, есть ли раздел (глава, параграф) с обзором литературы (раздел без названия в начале статьи, набранный петитом, и так далее).
Упражнения на узнавание сигналов-опор, облегчающих поиск.
1. Опираясь в основном на термины, отражающие искомую информацию, найдите эту информацию в статье (подборке статей, книге, журнале, газете).
2. Опираясь на термины, отражающие искомую информацию, найдите нужную вам информацию в тексте.
3. Найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней.
4. Найдите в конце каждого раздела (главы, параграфа) указания на проблематику следующего.
5. Опираясь на соответствующие термины и средства межфразовой связи, найдите авторские выводы по интересующему вопросу.
6. Найдите в первом (первых) абзацах каждого раздела (главы, параграфа) формулировку рассматриваемой проблемы.
Текстовый этап.
1. Прочтите первое предложение (первый абзац), определите вопросы (проблемы), которые будут рассматриваться в тексте.
2. Прочтите последнее предложение (абзац) и предположите, какое содержание могло предшествовать данному выводу.
3. Просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему.
4. Просмотрите текст, найдите его фрагмент, который представляет для вас особый интерес, и объясните почему.
5. Скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание.
Упражнения на определение частей текста, которые представляют интерес с точки зрения читающего.
1. Просмотрите предложенные вам тексты и подберите из них факты, которые относятся к теме…(которые могли бы служить иллюстрацией к тезису, утверждению…).
2. Укажите в тексте абзацы (в журнале – статьи, в книге – главы, в главе – параграфы), в которых содержатся данные о… (характеристики…).
3. Найдите в статье определение (вывод, формулировку проблемы; термин, обозначающий…) и зачитайте вслух.
4. Найдите в тексте факты, упомянутые в аннотации (резюме).
5. Отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы.
6. Найдите в тексте факты, которые дают основание сделать выводы, составить тезисы.
7. Найдите и отметьте в тексте места, относящиеся к . (характеризующие…)
Послетекстовый этап.
Упражнения, контролирующие умение находить в тексте (текстах) конкретную информацию.
1. Зачитайте вслух из текста (текстов) факты, которые относятся к теме … .
2. Выпишите из текста факты, которые могли бы служить иллюстрацией к тезису … .
3. Подчеркните в тексте определение (вывод, формулировку проблемы; термин, обозначающий …).
4. Назовите заглавие текста, в котором вы нашли интересующую вас информацию.
5. Укажите страницы книги (журнала, газеты, технической документации), на которых рассматривается проблема о … .
При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута; чтение следует прекратить либо перейти к другим его видам (ознакомительному, изучающему, просмотровому) (14,46).