Начальная диагностика работы c контролем поискового чтения.
На практике часть уроков я посвятила формированию поискового чтения. Для начала, необходимо сказать, какие требования необходимо выполнять при проведении анализа деятельности учащихся: если предусматривается работа с текстом для поискового текста, то учителю следует подыскать подходящие тексты заранее. Это могут быть разные тексты, а может быть один для всех. Тексты необходимо размножить для каждого ученика группы и выписать некоторые незнакомые слова с переводом, которые могут помешать пониманию смысла абзаца, фразы. Если учащиеся имеют достаточно хорошую подготовку, то этого делать не следует. На уроке учитель организует деятельность учащихся, отвечающую специфике данного вида чтения. Лучше и в этом случае организовать работу в малых группах, чтобы предоставить каждому ученику возможность активной речевой практики. Во-первых, в таком случае осуществляется самый действенный контроль со стороны самих учеников. Если ученик по какой-то причине не прочитал текст, он, естественно, подводит всех членов подгруппы, и ребята обязательно выразят ему свое неудовольствие, а учитель предложит ему индивидуальную работу - чтение этого текста. При работе в малых группах по технологии сотрудничества не только задание дается одно на всю группу, но и отметка ставится одна на всю группу. Поэтому все и каждый в группе заинтересованы в активной деятельности каждого члена группы. Во-вторых, сильные ученики всегда готовы придти на помощь слабому ученику и помочь ему, если необходимо. Задания могут быть на составление плана прочитанного текста, выделение главной мысли самого текста и отдельных его абзацев, ответы на поставленные вопросы (с опорой на текст), обсуждение проблемы, связанной напрямую с содержанием прочитанного текста. При этом время прочтения должно быть четко регламентировано.
Для начала, чтобы узнать на каком уровне находятся ребята, на самом первом уроке, после нашего знакомства, я предложила им исторический текст. Был взят оригинальный текст выдающегося деятеля США. Это политическое высказывание президента США Джона Кеннеди по поводу убийства Мартина Лютера Кинга. Это не просто текст для чтения. Это документ истории, свидетельствующий не только о конкретных событиях, но и дающий яркое представление о боли и любви к своему народу, которую он старается выразить словами. На доске я написала незнакомую лексику, мы ее отработали сначала в хоровой работе, а затем ребята составляли свои предложения, используя эту лексику. Затем каждому ученику был выдан текст, где они отвечали на поставленные вопросы (см. приложение). Анализу подвергались как десятые, так и девятые классы. С учетом этого, я сделала диаграмму, которая показала уровень сформированности поискового чтения в разных классах (в приложении находятся как плохие работы, так и хорошие):
1. В 9 классе: 29% - плохо сформированы, 71% - сформированы.
2. В 10 классе 23% - плохо сформированы, 77% - сформированы.