Введение.
Проблемы развития социальной работы в России и за рубежом, оказания социально-педагогической помощи детям рассмотрены в работах А.Г.Асмолова, В.Г.Бочаровой, И.А.Зимпей, М.В.Фирсова и других, вопросы структуры, содержания и форм работы социальных служб освещены в трудах Б.Н.Алмазова, С.А.Беличевой, В.А.Иванникова, В.Д.Семёнова и других, различным аспектам профессиональной подготовки социальных педагогов и социальных работников посвящены исследования М.А.Галагузовой, Р.А.Литвак, Л.Я.Олиференко, А.В.Мудрина и других.
Проблемам непрерывного образования посвящены работы Л.В.Казаковой, В.Д.Семёнова. В частности разработкой проблем дополнительного образования занимаются В.Г.Бочарова, М.Г.Бушканец, В.И.Ерзунов, Н.А.Новосельцева, В.Е.Триодин и другие.
Однако в изученных нами источниках недостаточно разработаны социально-педагогические проблемы дополнительного образования и воспитания детей.
Таким образом, возникают противоречия между:
современными социально-экономическими преобразованиями общества и ростом числа дезадактированных детей;
созданием новых педагогических учреждений и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ для их успешной деятельности.
Итак, социальные потребности общества в дополнительном образовании и воспитании детей, педагогическая неразработанность проблем дополнительного образования в педагогических учреждениях определили актуальность выбранной темы исследования «Особенности социально-педагогической работы по месту жительства».
Цель исследования
- выявить особенности социально-педагогического процесса в микрорайоне.
Объект исследования
– социально-педагогический процесс в детских образовательных учреждениях.
Предмет исследования
– социально-педагогический процесс в центре воспитательной работы в микрорайоне.
Гипотеза исследования
– Социально-педагогический процесс будет проходить успешно, если функционирует целостная система социально-педагогических служб, в основе которых лежит функционально-структурная модель, включающая компоненты:
функциональный компонент, который имеет три составляющие:
- диагностическую (изучение социального развития детей и их потребностей);
- деятельную (системообразующие виды деятельности);
- прогностическую (задачи воспитательного центра).
структурный компонент, который имеет 4 уровня:
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее (полное) общее образование; а также дополнительные образовательные услуги на каждом уровне.
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме.
Разработать модель Центра воспитательной работы в микрорайоне.
Определить основные направления социализации детей и подростков в ЦВР.
Начать экспериментальную работу по проверке выдвинутых положений.
Методы исследования.
Во время выполнения длительной работы использовались эмпирические (наблюдение, описание, диагностика, эксперимент) и теоретические (моделирование) методы исследования, а также методы, применяемые на теоретическом и эмпирическом уровнях: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.