Специфика внешкольной социально-педагогической работы по месту жительства.
Содержание деятельности того или иного воспитательного института в строгом соответствии с его социально обусловленными функциями – процесс сложный и противоречивый, включающий переходные этапы от реального к идеальному уровню. При всей объективности характера этого процесса он нуждается в системе управления, целью которой является постепенное создание многосложного, постоянно разрастающегося коллектива воспитателей; организация воспитательной деятельности этого коллектива – такая организация, при которой каждый строит свою работу в единой структуре воспитательного процесса, не дублирует (и тем более не противоречит), а органически дополняет и продолжает деятельность других институтов на основе оптимального использования функций этих институтов. Основными составляющими этого коллектива являются государственные воспитательные учреждения (школы, дошкольные, внешкольные, культурно-просветительные, спортивные и другие), семья и общественность.
Для современной системы социально-воспитательной работы с населением по месту жительства характерна тенденция качественной перестройки организации и руководства этой системой, например, со стороны инновационного воспитательного учреждения – Центра воспитательной работы, координирующего и направляющего совместную деятельность всех воспитательных институтов микрорайона. Отсюда, координация воспитательной деятельности с населением по месту жительства должна осуществляться в рамках территориальной единицы – микрорайона. Микрорайон как территориально ограниченная общность людей в семейно-бытовой среде складывается в зависимости от конкретных региональных условий, природных и национальных особенностей, своеобразия структуры и типа застройки жилого массива, его культурно-производственного окружения, местонахождения (город или село). Границы его не обязательно совпадают с микрорайоном школы или жилищно-коммунального учреждения. За основу берется такая единица административного деления, в рамках которой осуществляется деятельность муниципальных органов с населением конкретного жилого массива по всем направлениям – по программе социальных мероприятий в сфере культурно-бытового, медицинского, торгового обслуживания, ведения жилищно-коммунального хозяйства, строительства учреждений народного образования, культуры, спорта и т.д. В структуре административных микрорайонов, разделенных на избирательные участки, проводятся выборы в местные и высшие органы государственной власти в нашей стране.
Такой принцип определения границ микрорайона как территориальной единицы в организации воспитательной работы с населением по месту жительства помогает обеспечивать единство в решении социально-воспитательных и хозяйственных задач, способствует наиболее полному использованию возможностей всех учреждений и организаций, причастных к работе в данном жилом массиве. ( )
Центр воспитательной работы может осуществлять свою работу по двум вариантам: либо закрепляясь за домами или улицами, организуя разностороннюю воспитательную работу с конкретным контингентом их жителей; или выбирая определенные направления работы со всем населением микрорайона или его отдельными категориями. ( )
Примерное распределение обязанностей между учреждениями, организациями, входящими в Центр воспитательной работы в микрорайоне, приведены в таблице:
Организация |
Направление и содержание выполняемой работы |
Лица, выполняющие работу |
Центр воспитательной работы |
Педагогическое руководство воспитательной деятельности всех входящих в Центр воспитательной работы учреждений |
Педагогический коллектив под руководством директора, организатора |
Школа |
Организация внеурочной деятельности школьников в микрорайоне |
Классные руководители, учи теля – предметники, педагоги - организаторы, ученические общественные организации |
Учреждения культуры и спорта |
Целенаправленная культурно-просветительная, спортивно - оздоровительная и другая работа с детским и взрослым населением |
Коллективы учреждений |
Органы милиции |
Организация и проведение работы с неблагополучным контингентом жителей (охрана общественного порядка и профилактика правонарушений ) |
Участковые уполномоченные, инспекция по делам несовершеннолетних |
Жилищно-коммунальные учреждения |
1.Создание материально - финансовой базы для воспитательной работы с населением 2.Благоустройство микрорайона |
Начальник |
Центры социальной помощи |
1.Оказание различных форм помощи людям. 2 Создание условий для реабилитации детей и подростков 3.Диагностика |
Педагоги – психологи, социальные педагоги |