Центр воспитательной работы как условие социализации личности.
Педагогическая сущность деятельности Центра воспитательной работы как центра активной воспитательной работы в микрорайоне предполагает два основных аспекта этой деятельности: забота о педагогической целесообразности воспитательной работы, проводимой семьей, общественностью, всеми взрослыми с учащимися и их ближайшим окружением, оказание им постоянной и разносторонней методической помощи, влияние на деятельность ученического коллектива и других организаций во внешкольной среде.
Вопрос о том, по какому пути идут учебные учреждения, распределяя силы учителей, классных руководителей в микрорайоне, представляет особую важность. Еще недавно многие их руководители стремились закрепить учителей за домами, кружками, секциями в качестве непосредственных руководителей разнообразных детско-юношеских объединений, организаторов массовых дел и мероприятий – вплоть до составления «паспортов» на дома и микрорайоны. ( )
На первый взгляд может показаться, что именно так и должно быть – везде есть ответственные, есть с кого спросить. Так проще – рассуждают директора учебных учреждений. Проще, но не лучше. Педагогические коллективы в этих случаях перегружены трудоемкой организационной работой, которая к тому же заведомо не предполагает систематического педагогического влияния даже на самих учащихся, не говоря уже об их окружении.
Значительно более прогрессивным представляется тот путь, который в последние годы намечается в передовом опыте страны и суть которого в организации внешкольной жизнедеятельности учащихся и главную роль в этом играют Центры воспитательной работы. ( )
В целях координации детских и подростковых клубов и необходимости целенаправленной работы по физическому и духовному развитию детей и подростков в клубах по месту жительства, например, в свердловской области было принято Постановление Главы администрации от 21 марта 1994 года, где говорилось:
Комитету по делам молодежи администрации Свердловской области разработать в десятидневный срок программу «О реорганизации деятельности подростковых клубов по месту жительства».
Областному финансовому управлению производить финансирование программы комитета «О реорганизации и поддержке детских и подростковых клубов по месту жительства » в 1994 году в размере, предусмотренном областным бюджетом.
Департаменту образования совместно с комитетом по делам молодежи в срок до 01.04.94 года определить заказ для высших учебных заведений педагогического профиля области на количество, качество и профиль подготовки педагогических кадров для работы с подростками по месту жительства.
Рекомендовать главам администраций городов и районов области:
Реорганизовать детские и подростковые клубы по месту жительства в муниципальные подростковые клубы как учреждения дополнительного образования и центры организации досуга с закреплением имущества в статусе муниципальной собственности.
Провести инвентаризацию помещений детских и подростковых клубов, других помещений для работы с детьми по месту жительства, а также их материально-технических ресурсов, финансовых и других средств.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации № 1075 от 16.09.92 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» закрепить передачу помещений, выделенных для работы с детьми и подростками по месту жительства, для иных целей.
Поручить комитетам по управлению имуществом оформление документов, закрепляющих помещения детских и подростковых клубов и других помещений, выделенных для работы с детьми, в статусе муниципальной собственности. Городским и районным комитетам по делам молодежи подготовить для комитетов по управлению имуществом перечень клубов для оформления вышеназванных документов.
Передать на правах оперативного управления комитетам по делам молодежи все детские и подростковые клубы по месту жительства, занимаемые ими помещения, а также материально-технические ресурсы, финансовые и другие средства, имущество, штаты работников клубов и ассигнования на их содержание и проведение культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы по месту жительства, жилищно-эксплуатационных управлений.