Моторная афазия афферентного типа
- списывание слов, фраз и небольших текстов с установкой на самоконтроль и самостоятельное исправление ошибок;
- чтение и письмо под диктовку слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, простых фраз, а также отдельных слогов и букв;
- заполнение в текстах при чтении и письме пропущенных слов, отрабатываемых в устной речи.
3. Стадия лёгких расстройств
1. Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи:
- уточнение артикулем отдельных звуков, особенно аффрикатов и дифтонгов;
- дифференциация акустических и кинестетических образов, близких по артикуляции звуков с целью устранения литеральных парафазий;
- отработка чистоты произнесения отдельных звуков в звуковом потоке, во фразах, при стечении согласных звуков, в скороговорках и т.д.
2. Формирование развёрнутой речи, усложнённой по смысловой и синтаксической структуре:
- восполнение пропущенного главного, а также подчинённого предложения или подчинительного союза в сложноподчинённом предложении;
- ответы на вопросы сложноподчинённым предложением;
- пересказы текстов без опоры на вопросы;
- составление развёрнутых планов к текстам;
- подготовка тематических сообщений (коротких докладов);
- речевые импровизации на заданную тему.
3. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:
- толкование отдельных слов, преимущественно с абстрактным значением;
- объяснение омонимов, метафор, пословиц, фразеологизмов.
4. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи:
- выполнение инструкций, включающих логико-грамматические обороты;
- введение дополнительных слов, рисунков, вопросов, облегчающих восприятие сложных речевых структур.
5. Дальнейшее восстановление чтения и письма:
- чтение и пересказ развёрнутых текстов;
- диктанты;
- письменное изложение текстов;
- составление писем, поздравительных открыток и т.д.;
- сочинения на заданную тему.
1) Восстановление связи «артикулема–фонема»:
- письмо букв, соответствующих названиям в экспрессивной речи звукам, прочтение этих букв непосредственно после написания;
- выделение 1-го звука из простых слов, фиксация внимания на артикуляторном, акустическом, а затем и графическом образе этого звука; самостоятельный подбор слов на этот звук и письмо их;
- письмо отрабатываемых звуков и слогов под диктовку;
- идентификация букв в разных шрифтах;
- нахождение заданных букв в различных текстах (подчёркивание, выписывание).
2) Восстановление способности к звуко-буквенному анализу состава слова:
- деление слов на слоги, слогов на буквы (звуки) с опорой на различные графические схемы;
- выделение любого по счёту звука в слове;
- пересчёт и перечисление слов по буквам (устно);
- заполнение пропусков в словах;
- письмо слов из букв, данных вразбивку.
3) Восстановление навыка развёрнутой письменной речи:
- письмо слов различной звуковой структуры с опорой на предметную картинку и без неё: а) под диктовку, б) при назывании предмета или действия;
- письмо предложений: а) по памяти, б) под диктовку, в) в виде письменного высказывания по сюжетной картинке в целях коммуникации с окружающими;
- письменные изложения и сочинения.