Динамическая афазия
2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи:
- ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом;
- выполнение простых устных инструкций;
- улавливание смысловых искажений в деформированных по смыслу простых фразах.
3. Подготовка к восстановлению письменной речи:
- раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам;
- ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;
- письмо слов, слогов и букв по памяти;
- «озвученное чтение» отдельных букв, слогов и слов (больной читает «про себя», а педагог вслух);
- выработка связи «фонема–графема» путём выбора заданной буквы и слога по названию, письмо букв и слогов под диктовку.
2.Стадия расстройств средней степени
1. Восстановление фонематического слуха:
- дифференциация слов, различающихся по длине и ритмической структуре;
- выделение одинакового 1-го звука в словах различной длины и ритмической структуры, например: «дом», «диван» и т.д.;
- выделение различных 1-х звуков в словах с одинаковой ритмической структурой, например, «работа», «забота», «ворота» и т.д.;
- дифференциация близких по длине и ритмической структуре слов с дизъюнктными и оппозиционными фонемами путём выделения дифференцируемых фонем, заполнения пропусков в словах и фразах; улавливание смысловых искажений во фразе; ответы на вопросы, содержащие слова с оппозиционными фонемами; чтение текстов с этими словами.
2. Восстановление понимания значения слова:
- выработка обобщённых понятий путём классификации слов по категориям; подбор обобщающего слова к группам слов, относящихся к той или иной категории;
- заполнение пропусков во фразах;
- подбор определений к словам.
3. Преодоление расстройств устной речи:
- «наложение рамок» на высказывание путём составления предложений из заданного количества слов (инструкция: «Составьте предложение из 3-х слов!» и т.д.);
- уточнение лексического и фонетического состава фразы с помощью анализа вербальных и литеральных парафазий, допущенных больным;
- устранение элементов аграмматизма с использованием упражнений по «оживлению» чувства языка, а также анализа допущенных грамматических искажений.
4. Восстановление письменной речи:
- закрепление связи «фонема–графема» путём чтения и письма букв под диктовку;
- различные виды звуко-буквенного анализа состава слова с постепенным «свёртыванием» внешних опор;
- письмо под диктовку слов и простых фраз;
- чтение слов и фраз, а также простых текстов с последующими ответами на вопросы;
- самостоятельное письмо слов и фраз по картинке или письменный диалог.
2.
Стадия лёгких расстройств
1. Восстановление понимания развёрнутой речи:
- ответы на вопросы в развёрнутом неситуативном диалоге;
- прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;
- улавливание искажений в деформированных сложносочинённых и сложноподчинённыых предложениях;
- осмысление логико-грамматических оборотов речи;
- выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи.
2.Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:
- подбор синонимов в качестве однородных членов предложения и вне контекста;
- работа над омонимами, антонимами, фразеологизмами.
3.Коррекция устной речи:
- восстановление функции самоконтроля путём фиксации внимания больного на своих ошибках;
- составление рассказов по серии сюжетных картинок;
- пересказ текстов по плану и без плана;
- составление планов к текстам;
- составление речевых импровизаций на заданную тему;
- речевые этюды с элементами «ролевых игр».
4.Дальнейшее восстановление чтения и письма:
- чтение развёрнутых текстов, различных шрифтов;
- диктанты;
- письменные изложения;
- письменные сочинения;
- усвоение образцов поздравительных писем, деловой записи и т.д.