Формы дизартрии и методы их коррекции.
Патогенез (особенности двигательных расстройств). Наряду с центральными спастическими параличами мышц речевого аппарата у ребёнка, как правило, наблюдаются экстрапирамидные нарушения мышечного тонуса, различные гиперкинезы, а иногда и другие двигательные расстройства. Сложность и неоднозначность патогенеза псевдобульбарной дизартрии определяет и особенности её клинических проявлений.
Эта форма дизартрии у детей обычно входит в синдром детского церебрального паралича, возникающего в раннем детском возрасте (преимущественно до 2 лет) в связи с травматическими или воспалительными заболеваниями головного мозга. Нередко детский церебральный паралич является последствием родовой травмы.
Нарушения моторики у этих детей носят широкий характер.
Часто страдает и моторика в верхней части лица (движения глаз, бровей), вследствие чего лицо бывает неподвижным, маскообразным, амимичным, наблюдается общая моторная неловкость, неуклюжесть, причём у одних детей оказывается более пострадавшей правая сторона тела, у других–левая. Родители отмечают, что ребёнок не может себя обслужить–сам не одевается, не обувается, плохо бегает, прыгает. Естественно, что все функции неречевого характера, в которых необходимо участие языка, губ и других частей речевого аппарата, оказываются также неполноценными: ребёнок плохо пережёвывает пищу, плохо её глотает, не умеет вовремя проглотить и задержать усиленно выделяющуюся слюну, поэтому наблюдается обычно более или менее сильно слюнотечение (саливация).
Клинические симптомы. Голос слабый, сиплый и хриплый, гласные и согласные звуки произносятся глухо, но иногда наряду с оглушением
звонких согласных, наблюдается и озвончение глухих согласных. Тембр речи гнусавый, особенно гласных заднего ряда и твёрдых согласных со сложным артикуляционным укладом (р, л, ш, ж, ч, ц
). Артикуляция гласных сдвинута назад. Артикуляция согласных упрощена и тоже сдвинута назад. Смычные согласные и вибрант р
заменяются на щелевые. Щелевые согласные со сложной формой щели превращаются в плоскощелевые. Артикуляция твёрдых согласных нарушается больше, чем мягких. Больной слышит свои дефекты произношения и активно старается их преодолеть. Однако его усилия приводят, как правило, к нарастанию гипертонии в парализованных группах мышц и, следовательно, к усилению патологических особенностей артикуляции.