Алгоритм создания ситуации успеха.
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата ( все целиком или какой-то части) самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей (2,76).
Технологические операции создания ситуаций успеха.
ОПЕРАЦИЯ |
НАЗНАЧЕНИЕ |
РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА |
1. Снятие страха |
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. |
«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили». |
2. Авансирование успешного результата |
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. |
«У вас обязательно получиться » «Я даже не сомневаюсь в успешном результате». |
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности |
Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. |
«Возможно, лучше всего начать с… » «Выполняя работу, не забудьте о… » |
4. Внесение мотива |
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. |
«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» |
5. Персональная исключительность. |
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. |
«Только ты и мог бы….» «Только тебе я и могу доверить…» «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…» |
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. |
Побуждает к выполнению конкретных действий. |
«Нам уже не терпится начать работу…» «Так хочется поскорее увидеть…» |
7. Высокая оценка детали. |
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. |
«Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…» «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы». |
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим школьный учитель довольно часто сталкивается с другой проблемой - когда благополучный и в общем-то успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоям теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка ( ситуация неуспеха).