Система методов педагогического воздействия
Если методы воспитания обладают характеристикой стратегического плана: прямо выходят на планируемый педагогом результат, то…иначе выглядит система методов воспитательного воздействия, методов тактического плана. Исходным для обнаружения данной системы служит отношение ребенка к окружающей действительности в его реальном проявлении и развитии. Педагог, воздействуя на отношение, корректирует, инициирует отношение, придает формам его культурные контуры.
Так как отношение имеет три формы своего существования (субстанции), то естественным и логичным является вывод о трех воспитательных каналах педагогического влияния. Рациональная сторона отношения подвергается влиянию через слово, апеллирующее к разуму. Практическо-действенная складывается в ходе непосредственно организуемых действий ребенка. Эмоциональное отношение подвластно влиянию через оценочное воздействие. Поэтому в педагогическом арсенале три основных метода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки.
Метод убеждения
выступает в виде следующего:
– суждение педагога (например:”Глупый неспособен быть свободным, потому что не умеет предвосхищать последствия”);
– аргументация педагога (например:”В транспорте мальчишкам лучше не садиться, ибо всегда найдутся те, кто слабее”);
– мнение, высказанное педагогом, сообщение о личном отношении и самочувствии (например:”Мне не нравится, когда люди опаздывают, это всегда сбивает ритм работы”);
– сообщение об общепринятом в культуре (например:”Удобнее пить из стакана или чашки, не принято пить из бутылки”);
– диалог педагога с детьми (например:”Я так считаю, а вы что думаете?”);
– раскрытие внутреннего скрытого смысла происшедшего, отношенческого смысла (например:”Теперь мы не сможем основательно все выполнить, так как необходимый материал легкомысленно забыт тобою”);
– дискуссия, спонтанно либо специально организуемая педагогом (например:”Давайте сначала обсудим, что такое дисциплина и зачем она каждому из вас…”);
– обмен впечатлениями по восприятию художественного образа (например:”На этом портрете прекрасное человеческое лицо, а здесь – явная мордашка…”);
– совет, рекомендация педагога по поводу жизненной коллизии (например:”Я советую тебе, как умному и красивому человеку, принести извинения в адрес обиженной девочки”);
Метод упражнения –
это такого рода воздействие, которое обеспечивает реальные практические действия ребенка, воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его видимым для другого.
В поступке соединяются внутреннее и внешнее отношение, но чтобы совершить поступок, ребенок должен владеть внешней формой. Метод упражнения содействует такому оснащению поведенческими умениями. Он реализуется следующим образом:
– примером педагога(например, учитель-мужчина встает при входе в классную комнату женщины);
– просьбой что-либо сделать, направленной в адрес ребенка (например:”Пожалуйста, отнеси диапроектор малышам”);
– просьбой что-либо переделать, изменив характер действия (например:”Я вас прошу вернуться и проверить, остался ли класс таким же чистым, каким он был до нашего прихода”);
– показом-инструкцией, вплетенной в контекст совместной деятельности (например:”Протяните, юноши, руку девушке – вот так, ладошкой вверх, чтобы она могла опереться”);
– специальным тренингом, отрабатывающим поведенческие навыки (например, урок этикета);
– игрой с этико-психологическими правилами (например, ”честно играть” в прятки или слышать другого в “эстафете смыслов”);
– традиционным оформлением некоторых правил поведения (например, урок считается завершенным только при обмене учителя и детей благодарностью за общение и работу: ”Спасибо” – “Спасибо”);
– приказ к действию в особых случаях, от экстремальных ситуаций до ситуаций, наносящих оскорбление в чей-либо адрес (например, прекратить драку, отдать взятую без разрешения чужую вещь, не прикасаться к смертоносному предмету);
Метод педагогической оценки
имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой педагогической оценки.
К открытой следует прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка – наиболее эффективна, так как. Рассчитанная на субъективную самостоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятельность.