Педагогическое назначение ситуации неуспеха.
Свое нежелание помогать воспитаннику педагог может сопровождать аргументацией принимаемого им решения и, кроме обозначения причин такой своей позиции, он также может оговорить условия, при которых помощь будет возобновлена.
Реализуя эту операцию, учитель не столько стремится подчеркнуть свою категоричность, хотя в отдельных ситуациях именно такая цель и преследуется им, сколько пытается активизировать самостоятельную деятельность детей: «Теперь я не буду вам помогать…», «До тех пор, пока…, вы можете не рассчитывать на мою помощь…» и т. п. В нашем примере педагог произносит: «Я не буду вам помогать, так как мы уже обсуждали эту закономерность и материал параграфа содержит вполне исчерпывающую информацию…»
За счет операции мотивационного усиления осуществляется раскрытие перед ребенком социального значения его отношения к делу. Реализуется она через сравнение личностного смысла, вскрываемого педагогом, и социальной нормы, предъявляемой ему в момент педагогического влияния. Раскрытие индивидуальной позиции производится путем подстановки мотива, интерпретируемого как стремление ребенка показать себя в выигрышном виде, произвести на окружающих яркое, эффектное впечатление. Затем на контрасте предъявляется социальная норма, что в итоге выводит ребенка на самоанализ и самооценку реального уровня своих возможностей.
Для этого могут использоваться парадигмы типа: «Ты думал всех удивить…», «Ты думал, что лучше всех…», «Ты считал, что это легко, и поэтому…» Заканчивается же каждая из этих фраз констатацией определенного результата и проявившимся отношением. В используемом нами примере это выглядит так: «Ты считал, что материал настолько прост, что твоей эрудиции будет достаточно. Но сегодня и для тебя, я думаю, стало очевидным, что наука не терпит пренебрежения к себе…».
Реализуя данную операцию, педагог внимательно следит за тем, в чем ребенок видит причину своей неудачи: в себе («Да, я действительно поторопился и не подумал…»), в других («Учитель всегда предъявляет ко мне завышенные требования…»), в самом задании («Оно оказалось настолько сложным, что вообще никто не смог бы справиться с ним…»). В зависимости от того, в каком направлении происходит анализ, следует производить его коррекцию, обращая внимание ребенка на себя, свои усилия и возможности.
Для этого может быть использована операция «сопоставление с ожидаемым». В этом случае педагог, выражая свое сожаление по поводу полученного результата, апеллирует к достоинствам (личностным, интеллектуальным, коммуникативным, физическим и т.д.) и создает такую психологическую атмосферу, в которой у детей появляется желание восстановить свою репутацию, исправить выявленные недочеты, с большей ответственностью и старанием выполнить задание. Звучит это примерно таким образом: «И это класс, который считается лучшим…», «Я думала, что при ваших способностях…», «Я надеялся, что вы, обладающие таким чувством ответственности…» и т. п. На уроке анатомии учитель продолжает: «Я никогда не могла подумать, что потенциальному методисту нужно доказывать подобные постулаты…»
Психологическую решимость и активность, возникающие в этот момент, нельзя упускать, поэтому вслед за произведенной операцией педагог реализует внушение, включающее ребенка в деятельность, и сопровождает внесением нового мотива: «Срочно исправить положение, пока…», «Нельзя упускать возможность доказать всем и себе в том числе, что…», «Если вы не хотите, чтобы о вас думали, то следует…» В приведенной ситуации педагог заканчивает: «Если ты хочешь, чтобы к тебе относились как прежде, немедленно отыскивай свою ошибку и устраняй ее! Нам всем так не хочется разочаровываться в тебе».
Внесение нового мотива – это начало следующего этапа, этапа создания ситуации успеха, технология которого была представлена выше.
Педагогическое назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха, заключается в создании условий личного индивидуального развития ребенка. Вопрос о ее создании не может подниматься педагогом, если им не учитывается перспектива ее перехода в ситуацию успеха, если учитель не верит в своего ученика, не питает оптимизма относительно его успеха. Удовлетворение от личностных достижений должно сопровождать его на протяжении довольно значительного периода, возможно, даже стать привычным для него.