Характеристика возрастных особенностей младшего школьного возраста
Таким образом, младший школьный возраст — начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки - создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности - нового аспекта самосознания, который, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.
Ошибки в воспитательном процессе младших школьников приводят к труднопоправимым последствиям, а именно: к формированию у ребёнка застенчивости, которая может сохраняться на протяжении многих лет.
Одним из крупных «промахов» воспитания является заниженная оценка ребёнка значимых для него людей: сравнение ребёнка с братьями, сёстрами или сверстниками и осуществление оценки не в пользу ребёнка. В этом случае застенчивость выступает, как результат низкой самооценки ребёнка.
Ещё одной причиной формирования застенчивости у ребёнка является застенчивость или интровертированность близких к ребёнку людей. Здесь причиной застенчивости выступает, как результат «плохого» примера.