Обзор исследований застенчивости
В ходе исследования была выделена категория людей, которые, по мнению учащихся, считают их застенчивыми - это одноклассники, преподаватели и руководители. Обнаружилось различие в выделении этих групп среди девушек и юношей. По мнению девушек чаще всего их, считают застенчивыми их друг или подруга. А юноши указали, что таким человеком является их мать. В качестве причины застенчивости выступает опасение негативной оценки и недостаточная уверенность в себе.
На вопрос о том, можно ли преодолеть застенчивость 78% опрошенных дали положительный ответ, 22%- не уверены в этом (см. диаграмма 2).
Диаграмма 2.
Результаты опроса по вопросу возможности самопреодоления застенчивости.
Готовность к серьезной работе над собой чтобы избавиться от застенчивости изъявили в основном все учащиеся, даже те, которые в первом вопросе не признали себя застенчивыми, что говорит о необходимости работы по преодолению застенчивости в данной возрастной группе.
Гипотеза о том, что застенчивость свойственна больше девушкам, в исследовании ученых не подтвердилась.
Проблема застенчивости актуальна. В данной возрастной категории большое число застенчивых людей и общество, говоря о том, что в наше время среди старшеклассников практически нет застенчивых, заблуждается.
Перед анкетированием Кленкина В.Ю. и Халявина О.В. провели игру «ассоциации» на слово «застенчивость». Учащимся предлагалось записать все слова, которые приходят на ум, когда они слышат слово «застенчивость», или «застенчивый человек». В ходе игры были выявлены наиболее часто употребляемые ассоциации к этому слову: зажатость, смущение, неуверенность, замкнутость, скромность, плохое общение, скрытность, тихий, одиночество, неразговорчивый, сдержанный, робкий.
В современных условиях смены социально-экономических ситуаций в стране, в условиях изменения концепции образования и ориентации школы на гумманизации процесса образования для современной молодежи проблема застенчивости остается актуальной. Застенчивость воспринимается, как негативное качество человека, среди старшеклассников. Основной ситуацией, которая вызывает ощущение застенчивости является ситуация оценивания и общения с противоположным полом.
Три четверти девушек- подростков, обращаются в психологическую консультацию по поводу застенчивости, они страдают тяжелым расстройством, связанным с нарушением восприятия схемы собственного тела - дисморфофобией. Родители в растерянности пытаются отыскать в своей памяти эпизод, давший толчок аномальной самооценке ребёнка, и, естественно, его не находят, ведь процесс его формирования длителен и начался с раннего детства (13, с. 10) и как было отмечено выше, зависит от условий воспитания детей в семье и в школе. Рассмотрим организационно- педагогические условия воспитания общительности у застенчивых детей.