Выявление застенчивых детей
Объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования дали основание для проведения психолого-педагогического эксперимента, состоящего из одного этапа – констатирующего. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ОУ № 39. Для эксперимента были выбраны 2 класса: контрольный класс (1 «е»), состоящий из 15 человек и экспериментальный (1 «д»), имеющий в своем составе 11человек. Учитель контрольного класса имеет высшее образование, первую категорию и 10 лет педагогического стажа. Учитель экспериментального класса также имеет высшее образование и стаж работы около 15 лет.
Целью констатирующего этапа исследования является решение определенных нами задач:
· выявить особенности взаимоотношений в семьях школьников;
· выявить застенчивых детей;
· выявить уровень самооценки у застенчивых детей.
Для решения этих задач мы использовали следующие методы:
· анкетирование с учащимися и их родителями;
· беседа с классным руководителем;
· методика В.Г Щур «Лесенка».
В исследовании принимали участие 26 детей, возраст от 6 до 8 лет и их родители, в возрасте от 27 до 42 лет. Количество детей в семьях составляет от 1 до 3.
Процедура исследования.
На первом этапе
исследования мы провели анкетирования с учащимися в экспериментальном классе. В анкете были выделены 3 базовых вопроса (4, 5, 6), остальные носили вспомогательный характер (Приложение 1).
Таблица 1
Результаты опроса учащихся ОУ№19.
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ Экспериментального класса. | ОТВЕТЫ Контрольного класса. |
1.Были ли с тобой ситуации, когда ты знал (а) решение задачи или ответ на вопрос, но стеснялся (ась) высказать своё мнение? Да нет |
Да –7 человек (64%) Нет- 4 человека (36%) |
Да- 5 человека (33%) Нет – 10 человек (67%) |
2. Когда тебе предлагают сделать что-то, до этого тебе не известное, то ты обычно говоришь: А) ой, я этого не смогу, лучше не надо меня… Б) для меня это ново, но всё же давайте! В) я даже не знаю! |
А- 5 человек (45%) Б- 6 человек (55%) В- 0 человек |
А-3 человека (20%) Б- 8 человек (53%) В- 4 человека (27%) |
3. При общении с собеседником ты стараешься смотреть в глаза или отводишь взгляд в сторону? |
Смотрит в глаза-10 человек (91 %) Старается отводить взгляд в сторону- 1 человек (9%) |
Смотрит в глаза- 14 человек (93%) Старается отводить взгляд в сторону –1 человек (7%) |
4. Ты обычно отвечаешь на уроке только после того, как учитель назовёт твою фамилию: да нет иногда |
Да-8 человек (72%) Нет-0 человек Иногда-3 человека (28%) |
Да- 5 человек (33%) Нет – 3 человека (20%) Иногда – 7 человек (47%) |
5. Если на детской площадке появился новый ребёнок, ты сможешь, первый подойти к нему познакомиться или ждёшь от него первого шага: А) я всегда первый (ая) подхожу знакомиться Б) жду от него инициативы В) вообще мне не надо этого знакомства |
А- 9 человек (82%) Б- 1 человек (9%) В- 1 человек (9%) |
А-11 человек (73%) Б- 1 человек (7%) В- 3 человека (20%) |
6. Если предстоит выступление на празднике со стихом или песней, то ты: А) лучше откажешься, так как боишься опозориться Б) с удовольствием выступишь В) попросят, выступлю, без разницы |
А-0 человек Б- 7 человек (64%) В- 4 человека (36%) |
А-0 человек Б- 9 человек (90%) В- 6 человек (40%) |
7. Любишь ли ты играть в игры, где присутствует дух соревновательности: да нет иногда |
А- 10 человек (91%) Б- 0 человек В- 1 человек (9%) |
А- 14 человек (93%) Б- 0 человек В- 1 человек (7%) |
1. 8. Если ты находишься среди своих сверстников, то ты предпочитаешь: А) больше говорить Б) отдаешь предпочтение слушать других |
А- 8 человек (72%) Б- 3 человека (28%) |
А- 10 человек (67%) Б- 5 человек (33%) |
2. Считаешь ли ты себя застенчивым? Да нет |
Да- 6 человек (55%) Нет- 5 человек (45%) |
Да- 6 человек (40%) Нет –9 человек (60%) |