Заключение
В данной курсовой работе производилось исследование проблемы воспитания общительности у застенчивых детей.
В исследовательской работе была произведена характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, выявлены «правила» воспитания младших школьников, охарактеризованы общие причины появления у детей младшего школьного возраста застенчивого поведения. В рамках данной работы были охарактеризованы понятия застенчивости с точки зрения психоанализа, психологии, социологии и др. течений исследования проблемы человека, на основании которых было выделено определение застенчивости как черты характера, проявляющейся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания застенчивых детей, были выявлены критерии застенчивости детей младшего школьного возраста.
Для решения проблемы застенчивости детей было произведено обобщение всех известных методов ликвидации застенчивости у детей младшего школьного возраста. Роль взрослых в процессе воспитания застенчивых детей.
В ходе практической работы с детьми, обучающимися в ОУ №39, был выявлен общий процент застенчивых детей по определённым критериям застенчивости путём опроса учащихся, их родителей и учителя занимающегося обучением испытуемых классов.
Результаты опроса показали – в исследуемом классе доля застенчивых детей составляет около 43%, при этом родители и учитель, непосредственно контактирующий с учениками, не придают застенчивости детей должного внимания; напротив, считают застенчивость проявлением хорошего воспитания ребёнка.
В данной курсовой работе были выработаны рекомендации учителю и родителям по воспитанию застенчивых детей.
Помимо опросов было произведено исследование самооценки застенчивых детей при помощи методики «Лесенка». К исследованию была допущена часть детей, которые, по мнению, родителей являются застенчивыми.
Исходя из результатов исследования «Лесенка», был сделан вывод, что самооценка застенчивых детей не отличаются от своих незастенчивых сверстников против общепринятого представления о низкой самооценке застенчивого ребёнка.
подготовку к общению надо понимать как формирование у младших школьников интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию в общении и освоение способов практической реализации этой готовности;
обучение общению школьников, испытывающие особые трудности в этой сфере, должно осуществляться с помощью более глубокого ознакомления их с теорией общения, анализа трудностей в общении и выявления их причин;
организовывать специальные групповые занятия по раскрепощению детей с использованием игровых приемов (см. выше), круглых столов, где бы шел обмен информацией между учащимися;
учить младших школьников создавать ситуацию общения с конкретными детьми;
учить детей входить в наличествующую ситуацию общения, находить темы для общения в каждом из названных случаев;
· создавать ситуацию успеха, постоянно хвалить, подбадривать
учеников.
И рекомендации родителям по совершенствованию процесса воспитания общительности у застенчивых детей (более подробно рекомендации приведены в курсовой работе):
1. не ставить ярлыков на ребёнка (не надо обращать внимание на застенчивость ребёнка);
2. интересоваться его чувствами;
3. организовывать встречи ребенка, не являющиеся источником беспокойства;
4. родителям проявлять общественную активность;
5. поощрять ребенка, чтобы он разговаривал дома;
6. следовать за ребенком, не заставлять ребенка попадать в неудобные ситуации;
7. добавить остроту разнообразия;
8. заручиться поддержкой учителя;
9. проводить генеральные репетиции незнакомых ситуаций;
оставаться во всех случаях спокойным, уравновешенным и невозмутимым;
делиться своим опытом с ребёнком;
не требовать от ребёнка совершенства.
Исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод о том, что данная курсовая работа доказала актуальность поставленной проблемы, в ней были разработаны важные методические рекомендации по воспитанию общительности у застенчивых детей.