Педагогические взгляды Л.С.Ауэра
Самое важное качество, необходимое подающему надежду ученику, - это "любовь профессионала ко всем мелочам своего искусства. Он должен обладать интуитивной, инстинктивной способностью к схватыванию всех технических тонкостей, к восприятию всех оттенков музыкальной мысли"([1], с.32).
Постановка правой руки, которую Ауэр применял в своей педагогической практике, получила название "постановки русской школы". Она обогатила звуковую палитру скрипача и явилась важнейшим завоеванием современного скрипичного искусства. Характеризуя способ держания смычка русской школы Флеш указывает, что для этого способа типичны "очень небольшое расстояние между указательным и средним пальцами, слабое натяжение волоса и прямое положение трости смычка". "Исходя из своего опыта, я пришел к безоговорочному заключению, что именно этот способ держания смычка дает возможность достичь с наименьшей затратой энергии наилучших звуковых результатов"(цит. По: Flecsh С "Die Kunst des Violinspiels" - Berlin, 1923, Bd. 1,8.51).
При том, что Ауэр придавал важное значение постановки правой руки скрипача, он тем не менее никогда не рассматривал звукоизвлечение как чисто технологическую проблему. "Вопрос звукоизвлечения, - я признаю это с самого начала, - не зависит, прежде всего, ни от волоса смычка, ни от канифоли, ни от перемен смычка на струнах, ни от изменений позиций пальцев левой руки. Все это не имеет абсолютно никакого значения, когда дело доходит до извлечения кристально прозрачного скрипичного звука. Чтобы достигнуть тона подобного качества, ученик не только должен пожертвовать необходимым для этого временем, но он должен также быть готов вложить в разрешение этой проблемы всю свою сообразительность, всю психическую и душевную сосредоточенность, на которую способен"([1], с. 21).
Одной из отличительных черт ауэровской школы нужно считать чрезвычайную жизненную активность игры, характерную для всех его учеников. Ученики Ауэра были все разные, но ни один не был равнодушным, холодным в игре. Ауэр воспитывал у учеников высокий академизм в смысле требовательности к себе и к искусству, но не терпел холодного, абстрактного академизма, убивающего живую душу музыки. Не менее яркой чертой его школы является артистичность. Ауэр воспитывал артистов-исполнителей, для которых искусство пишется всегда с большой буквы. Он не терпел обыденщины, сниженных требований. Музыка в исполнении ауэровских учеников редко теряла свою идейную и художественно-воспитательную функцию -Его школа была буквально вскормлена реалистической эстетикой XIX века и благодаря этому сохранила свое глубочайшее значение и для наших дней.