Теории профессиональной компетентности в педагогике
Мы не согласны с его мнением, что «Если рассматривать формирование компетентности будущего педагога в рамках системы вузовского образования, то можно говорить о знаниях, умениях и навыках, способностях, т.е. о готовности специалиста» [1, с. 51], т.к. при данном подходе учитываются только требования ГОС ВПО и не учитываются личностные требования к профессиональной компетентности педагога, его стремление к саморазвитию. Поэтому, мы предложим его систему профессиональной компетентности в адаптационной форме под рамки системы вузовского образования.
Введенский В.Н. выделяет три уровня профессиональной компетентности педагога:
- общий – ключевые и операциональные компетентности;
- частный – компетентности конкретной специальности;
- конкретный – компетентности отдельного педагога.
Также он выделает три подхода к исследованию содержания и структуры профессиональной компетентности: профессиографический, уровневый и задачный. Каждый из них имеет свои особенности. Так, профессиограма, как набор требований к специалисту, удобна в применении, но целесообразна при описании только операциональных компетентностей. Система ключевых компетентностей, как многопараметрическая характеристика специалиста, не может определяться простой суммой имеющихся личностных качеств и способностей. Для этого необходимо применение комплекса взаимосвязанных параметров. Поэтому при целостном описании модели профессиональной компетентности автор использовал уровневый подход [1, с. 53].
Используя данный подход, автор выделяет коммуникативную, информационную, регулятивную и интеллектуально-педагогическую компетентности, причём последняя является базовой для остальных.
Коммуникативная компетентность педагога – профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью); экстраверсия (коррелирует со статусом и эффективным лидерством); способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умение слушать; умение награждать; деликатность, умение делать коммуникацию «гладкой».
Информационная компетентность включает объём информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов.
Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию.
Интеллектуально-педагогическую компетенцию автор рассматривает как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления [1, с. 54].
С целью оценки предложенных компетентностей, автор выделяет три уровня профессиональной компетентности педагога: узкий – предполагает сформированность необходимой операциональной компетентности[3]; достаточный – сформированность операциональных и ключевых[4] компетентностей (кроме базовой); широкий – сформированность операциональных, ключевых и базовой[5] компетентностей [1, с. 53-54].
Таким образом, мы рассмотрели три взгляда на структуру профессиональной компетентности педагога. Далее мы рассмотрим мнение по поводу структуры профессиональной компетентности БУНК.