Вывод ориентировочных определений понятий «компетентность» и «компетенция»

Анализ литературы, проведённый в первом параграфе первой главы нашей работы, показывает, что не существует единого мнения по поводу определения понятий «компетенция» и компетентность».

Понятие «компетентность» так или иначе, определяется большинством авторов как некая совокупность свойств и качеств личности, таких как знания, умения, навыки, способы деятельности и т.д.

Однако, понятие «компетенция» некоторыми авторами не выделяется вообще или же отождествляется с понятием «компетентность». Всё же, те авторы, которые выделяют это понятие как самостоятельную единицу, предполагают, что компетентность формируется путём приобретения компетенций.

Таким образом, возникает следующее противоречие – если отнести свойства и качества личности к понятию «компетентность», то тогда неясно содержание понятия «компетенция».

С целью решения этого противоречия мы провели Анкетирование 1, с просьбой определения понятий «компетентность» и «компетенция» и их разграничения. Анкеты были розданы пятнадцати преподавателям. Только четыре из них согласились ответить наши вопросы.

Однако в ходе анализа анкет и изученной литературы мы определили для себя следующие определения понятий «компетенция» и «компетентность»:

Компетенция – это совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, порождающих готовность будущего учителя к осуществлению профессиональной деятельности в любой (в т.ч. и нестандартной) ситуации.

Компетентность – это совокупность сформированных компетенций, составляющая систему профессионализма специалиста в общем или же в той или иной области деятельности.

Далее нас заинтересовало понимание самими будущими специалистами понятия «компетенция». С этой целью мы провели Анкетирование 2. В ходе анализа анкет мы выявили семь групп определений понятия «компетенция»:

1. как совокупность знаний,

2. как совокупность умений,

3. как совокупность знаний и умений,

4. как применение ЗУН,

5. как качество личности,

6. как совокупность качеств личности,

7. прочие, не подлежащие группировки, определения.

Таблица 1

Определение студентами понятия «компетенция»

Группа определений / Группа студентов

Студенты

группы А

Студенты группы Б

Все студенты

1. как совокупность знаний

25,0 %

22,5 %

23,8 %

2. как совокупность умений

5,0 %

2,5 %

3,8 %

3. как совокупность знаний и умений

10,0 %

25,0 %

17,5 %

4. как применение ЗУН

20,0 %

5,0 %

12,5 %

5. как качество личности

7,5 %

2,5 %

5,0 %

6. как совокупность качеств личности

5,0 %

5,0 %

5,0 %

7. прочие определения

27,5 %

35,0 %

31,3 %

8. не определяют вообще

0,0 %

2,5 %

1,3 %

Перейти на страницу: 1 2

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>