Вывод ориентировочных определений понятий «компетентность» и «компетенция»
Анализ литературы, проведённый в первом параграфе первой главы нашей работы, показывает, что не существует единого мнения по поводу определения понятий «компетенция» и компетентность».
Понятие «компетентность» так или иначе, определяется большинством авторов как некая совокупность свойств и качеств личности, таких как знания, умения, навыки, способы деятельности и т.д.
Однако, понятие «компетенция» некоторыми авторами не выделяется вообще или же отождествляется с понятием «компетентность». Всё же, те авторы, которые выделяют это понятие как самостоятельную единицу, предполагают, что компетентность формируется путём приобретения компетенций.
Таким образом, возникает следующее противоречие – если отнести свойства и качества личности к понятию «компетентность», то тогда неясно содержание понятия «компетенция».
С целью решения этого противоречия мы провели Анкетирование 1, с просьбой определения понятий «компетентность» и «компетенция» и их разграничения. Анкеты были розданы пятнадцати преподавателям. Только четыре из них согласились ответить наши вопросы.
Однако в ходе анализа анкет и изученной литературы мы определили для себя следующие определения понятий «компетенция» и «компетентность»:
Компетенция – это совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, порождающих готовность будущего учителя к осуществлению профессиональной деятельности в любой (в т.ч. и нестандартной) ситуации.
Компетентность – это совокупность сформированных компетенций, составляющая систему профессионализма специалиста в общем или же в той или иной области деятельности.
Далее нас заинтересовало понимание самими будущими специалистами понятия «компетенция». С этой целью мы провели Анкетирование 2. В ходе анализа анкет мы выявили семь групп определений понятия «компетенция»:
1. как совокупность знаний,
2. как совокупность умений,
3. как совокупность знаний и умений,
4. как применение ЗУН,
5. как качество личности,
6. как совокупность качеств личности,
7. прочие, не подлежащие группировки, определения.
Таблица 1
Определение студентами понятия «компетенция»
Группа определений / Группа студентов | Студенты группы А | Студенты группы Б | Все студенты |
1. как совокупность знаний | 25,0 % | 22,5 % | 23,8 % |
2. как совокупность умений | 5,0 % | 2,5 % | 3,8 % |
3. как совокупность знаний и умений | 10,0 % | 25,0 % | 17,5 % |
4. как применение ЗУН | 20,0 % | 5,0 % | 12,5 % |
5. как качество личности | 7,5 % | 2,5 % | 5,0 % |
6. как совокупность качеств личности | 5,0 % | 5,0 % | 5,0 % |
7. прочие определения | 27,5 % | 35,0 % | 31,3 % |
8. не определяют вообще | 0,0 % | 2,5 % | 1,3 % |