Анализ системы формирования учебных планов вузов.
Высшая школа как объект управления представляет собой двухуровневую иерархическую систему: Министерство образования и науки - вуз (см. рис.1.1). Верхний уровень иерархии решает задачи соответствия выпускаемых высшей
школой специалистов структуре и объему общественных потребностей. Оно определяет содержание образования, разрабатывает модели личностей
Рис.1.1
специалистов разных профилей, типовые учебные планы и программы по специальностям и т.д.[18].
Нижний уровень - вуз - обеспечивает соответствие выпускаемых специалистов системе основных требований, заложенных в директивных документах: моделях личности специалистов, типовых учебных планах и программах.
В типовых учебных планах, утверждаемых высшими государственными органами народного образования, обозначаются:
· обязательные виды учебной деятельности (теоретическая и практическая подготовка, учебное проектирование и научно-исследовательская работа студентов и т.д.) и распределение времени между ними;
· обязательные гуманитарные и социально-экономические общетехнические и специальные дисциплины с указанием времени, отводимого на их обучение;
· виды практик и их примерный удельный вес;
· время, отводимое на дисциплины специального цикла;
· общее время, отводимое на обязательные занятия по выбору и на факультативные занятия;
· время для самостоятельной работы;
· контрольные мероприятия;
· виды квалификационных выпускных работ;
· процент времени, находящегося в ведении Совета учебного заведения.
На основе типовых составляются рабочие планы учебных заведений. В них, с учетом специфики заведения, детализируются все виды учебного процесса, в частности определяются:
· распределение дисциплин и практик по годам обучения и семестрам с указанием отводимого времени;
· набор предлагаемых занятий по выбору учащихся с указанием отводимого времени;
· факультативные занятия;
· график учебного процесса по годам обучения, в котором указываются все виды учебной деятельности, а также время каникул.
Рабочие учебные планы составляются ежегодно и вузам предоставляется возможность корректировать в определенных пределах объемы изучаемых дисциплин, содержание и структуру образования. Таким образом, вузам предоставляется достаточная свобода для улучшения качества подготовки специалистов не только путем уточнения дисциплин, изучаемых в вузе, но и путем их оптимального расположения во времени.