Анализ системы формирования учебных планов вузов.

Высшая школа как объект управления представляет собой двухуровневую иерархическую систему: Министерство образования и науки - вуз (см. рис.1.1). Верхний уровень иерархии решает задачи соответствия выпускаемых высшей

школой специалистов структуре и объему общественных потребностей. Оно определяет содержание образования, разрабатывает модели личностей

Рис.1.1

специалистов разных профилей, типовые учебные планы и программы по специальностям и т.д.[18].

Нижний уровень - вуз - обеспечивает соответствие выпускаемых специалистов системе основных требований, заложенных в директивных документах: моделях личности специалистов, типовых учебных планах и программах.

В типовых учебных планах, утверждаемых высшими государственными органами народного образования, обозначаются:

· обязательные виды учебной деятельности (теоретическая и практическая подготовка, учебное проектирование и научно-исследовательская работа студентов и т.д.) и распределение времени между ними;

· обязательные гуманитарные и социально-экономические общетехнические и специальные дисциплины с указанием времени, отводимого на их обучение;

· виды практик и их примерный удельный вес;

· время, отводимое на дисциплины специального цикла;

· общее время, отводимое на обязательные занятия по выбору и на факультативные занятия;

· время для самостоятельной работы;

· контрольные мероприятия;

· виды квалификационных выпускных работ;

· процент времени, находящегося в ведении Совета учебного заведения.

На основе типовых составляются рабочие планы учебных заведений. В них, с учетом специфики заведения, детализируются все виды учебного процесса, в частности определяются:

· распределение дисциплин и практик по годам обучения и семестрам с указанием отводимого времени;

· набор предлагаемых занятий по выбору учащихся с указанием отводимого времени;

· факультативные занятия;

· график учебного процесса по годам обучения, в котором указываются все виды учебной деятельности, а также время каникул.

Рабочие учебные планы составляются ежегодно и вузам предоставляется возможность корректировать в определенных пределах объемы изучаемых дисциплин, содержание и структуру образования. Таким образом, вузам предоставляется достаточная свобода для улучшения качества подготовки специалистов не только путем уточнения дисциплин, изучаемых в вузе, но и путем их оптимального расположения во времени.

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>