Тестирование

Тест - это совокупность заданий, ориентированных на определение (измерение) уровня (степени) развития определенных аспектов психических процессов личности. В литературе определяются классические тесты облученности или школьные тесты.

Правильно составленные тесты должны отвечать требованиям:

относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени на ответы на пункты теста;

- однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестовых заданий;

- правильными, т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;

- относительно краткими (требующими сжатых ответов);

- информационными, т.е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалами измерений;

- удобными, т.е. пригодными для быстрой математической обработки результатов тестирования;

- стандартными, т.е. пригодными для широкого использования - измерения уровня развитости возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне развитости. [17, С. 121]

Тест, который является приемлемым для решения задач, должен иметь определенную структуру. Появление новообразований происходит во времени. На данный момент искомых новообразований еще нет, а через некоторое время они появляются. Поэтому наблюдатель должен сначала зафиксировать у учащегося тот объем знаний и умений, который у него имеется на данный момент, а затем, через некоторый промежуток времени, посмотреть то новое, которое приобрел учащийся в процессе обучения. Следствием этих рассуждений является мысль о повторном использовании одного и того же теста, то есть о тесте - ретесте.

Метод теста - ретеста известен в психометрии как способ повышения степени надежности теста, измерения психологических характеристик учащихся. Суть этого метода заключается в том, что один и тот же тест предъявляется ученику дважды через некоторый промежуток времени. Психологи обратили внимание на тот факт, что если ретест предъявляется повторно через значительный промежуток времени, то он отражает изменения, произошедшие в ученике за этот период. С этой точки зрения ретест мало пригоден для повышения степени надежности измерений психологических характеристик ученика. Однако легко усмотреть положительную сторону ретеста: он позволяет выявлять новообразования, появившиеся у ученика через некоторое время в результате обучения.

Применение ретеста в обучении является полезным как для диагностики развития учащихся, так и для планирования этапов обучения и коррекции результатов обучения, то есть для его использования в качестве руководящего документа. Метод ретеста представляет собой, прежде всего, метод диагностики развития, включающий в себя контроль знаний и умений на двух уровнях. Первичный сбор данных позволяет учителю сделать вывод о состоянии готовности учащихся к приобретению новых для них знаний. Это помогает учителю планировать и осуществлять коррекционную работу с классом в целом и отдельными учениками. Вторичный сбор данных выявляет качество обученности учащихся, что также может быть использовано для коррекционной работы по новой теме. Отсюда следует, что диагностика с помощью теста - ретеста, составленного на основе проекций изучаемого материала в зоне актуального и ближайшего развития позволяет учителю осуществлять на практике теоретически обоснованное дифференцированное управление обучением учащихся. Диагностирование по методу теста - ретеста позволяет получить три характеристики для обучаемого.

В процессе тестирования устанавливается рейтинг каждого учащегося, что является особенно актуальным в условиях современной жизни. Доступность ретеста позволяет учащемуся давать себе самооценку, а также прогнозировать возможность повышения рейтинга за счет прироста знаний и умений. Это в свою очередь нацеливает учащихся на приобретение знаний, на развитие и саморазвитие. Различные способности учащихся (обучаемость, владение мыслительными операциями, развитость психических процессов, акцентуация характера) приводят к качественным и количественным различиям в ответах на пункты теста. Неполные ответы сигнализируют о возможном появлении новых разрывов, нежелательных для дальнейшего обучения. В этой связи естественна постановка вопроса о необходимости вторичной коррекционной работы, целью которой является исправление возникших в ходе учения деформаций (неадекватное отражение) и пополнение объема знаний и умений учащихся по изученной теме. Такая работа повышает уровень обученности отдельных учеников.

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>