Анкета
Анкетирование широко используется как в социологических, так и в психолого-педагогических исследованиях, когда изучается общественное мнение, эстетические и моральные оценки, отношение людей друг к другу, к событиям, родам деятельности. Анкетный метод имеет сходство с методом беседы, т.к. в них ставятся вопросы и получаются ответы. Анкетируемый называется респондентом. В отличие от метода беседы в анкете существует жесткая логическая конструкция. Она неизменна в процессе анкетирования. Анкета состоит из специально подобранных вопросов и возможных стандартных вариантов ответов. Анкета охватывает круг людей, может распространяться по почте. При подведении итогов анкетирования используется метод математической статистики.
Вопросы анкеты могут быть прямыми и косвенными. В прямом вопросе его содержание и объект интереса совпадают. В косвенном вопросе то и другое расходится. Подбор косвенных вопросов трудная часть построения анкеты.
Вид анкеты определяется формой вопросов. Вопросники могут быть открытыми и закрытыми.
Вопросы в анкете называются открытыми, если инструкция не ограничивает способ ответа на него. Анкета, содержащая открытые вопросы, называется свободной. Данные такой анкеты не служат средством точного измерения мнения. С их помощью осуществляется предварительная ориентировка. Исследователь диктует вопросы в определенной последовательности, испытуемый на них отвечает самостоятельно.
Более точное измерение мнения осуществляется путем анкет с закрытыми вопросами. В этих анкетах даются несколько вариантов ответов. Полученный материал статистически обрабатывается. Респонденту разрешается записать свой ответ, если он не обнаружит подходящего. [14, С. 28]
Формы закрытых вопросов определяются способами ответа на них. Наиболее распространенными являются формы вопросов, ответы которых построены по схемам парных сравнений, последовательных категорий оценок и рангового ряда.
Анкета может являться средством измерения объектов исследования путем изучения высказываний учеников. Многочисленные ответы на вопросы анкеты объединяются и статистически обрабатываются. В анкетировании измеряемая величина отражается косвенно, в виде частот различных ответов.