Педагогические взгляды Белинского и их связь с задачами литературы
Педагогические взгляды Белинского и их связь с задачами литературы.
В его многочисленных работах поставлены основные проблемы педагогики научного и практического характера, решаемые им с позиции гуманизма и демократизма.
В работе «Рассуждение. Доброе воспитание нужнее всего для молодых людей» Белинским были освещены педагогические вопросы. Здесь он высказывает материальную мысль о том, что человек не имея врожденных идей и понятий, в тоже время одарен от природы возможностями развития, ему присуще также любопытство и стремление к познанию.
Вопрос о роли, значении, сущности воспитания В.Г. Белинский более полно рассматривает в своих последующих работах.
В «литературных мечтаниях» он обрушился на тех, кто считал, что русский народ против просвещения и что просвещение ему не нужно и даже вредно. «Надобно, чтобы у нас было просвещение, созданное нашими трудами, взращенное на родной почве» - пишет Белинский. Тогда может появиться настоящая литература.
В период 30- начала 40 годов мысль о литературе была одной из главных в критической практике В.Г. Белинского. Немалое место в ней занимали вопросы о роли, значении, сущности воспитания. Обширная рецензия В.Г. Белинского на вышедшие в 1838 г. издание « Библиотека детских повестей и рассказов» В. Бурьянова охватывает широкий круг общих вопросов воспитания и свидетельствует о более глубоком подходе автора к их рассмотрению. В этой рецензии В.Г. Белинский с большой научно- материалистической точностью говорит о прирожденных возможностях человека, при этом решающее значение в развитии людей имеет общественная среда и воспитание.
Он выступил против вульгарно – материалистических представлений о том, что ребенок « чистая доска», на которой воспитатели могут писать все, что им заблагорассудится « Нет не белая доска есть душа младенца, а дерево в зерне, человек в возможности». Воспитатели должны поступать , как садовники, которые ухаживают не только за растением, но и за почвой , на которой оно растёт. Он предлагает воспитательные средства сообразовывать с периодами развития ребенка.
В.Г. Белинский выступает с категорическим требованием предоставить детям нормальные условия для развития, осуждает произвол взрослых, настаивает на запрещении наказаний, суровой дисциплины, неразумных требований. Главной целью всякого человека « на всякой ступени в лестнице общественной иерархии – быть человеком». В.Г. Белинский требует заменить сословное воспитание общечеловеческим.
Орудием воспитания является любовь, говорит В.Г. Белинский, а целью – человечность и раскрывает следующим образом своё короткое определение главной цели воспитания: «Под человечностью мы разумеем живое соединение в одном лице тех общих элементов духа, которые равно необходимы для всякого человека, какой он ни был нации, какого бы он ни был звания, состояния, в каком бы возрасте жизни и при каких обстоятельствах ни находился, - тех общих элементов, которые должны составлять его внутреннюю жизнь, его драгоценнейшее сокровище и без которых он не человек»
Согласно концепции В.Г. Белинского, не только общество должно заботится о равном для всех воспитании, но и каждый человек должен постоянно заниматься самоусовершенствованием.
В процессе долгого и мучительного пути поисков подлинно научных законов преобразования общества В.Г. Белинский позже преодолевает свои идеалистические иллюзии.
В первых педагогических статьях В.Г. Белинский развивал важнейшую идею о народности воспитания. Он верил, что русский народ, томившийся под ярмом крепостнического и самодержавно- полицейского гнёта, найдет в себе силы изменить к лучшему свою жизнь. Его вера в творческие силы народа была неистощимой, носила характер твердого убеждения, основанного не только на представлении о неизменном прогрессе общественного развития, но и на собственном знании народной жизни, близости к народу и горячей сыновней любви к нему.