Введение
Среди требований, предъявляемых к современному специалисту, важнейшими являются активная жизненная позиция, твёрдость нравственных убеждений, способность отстаивать свои принципы. В этой связи одной из первостепенных задач высшего образования является формирование духовности будущих специалистов. Важную роль в решении данной задачи играет правильное использование всего комплекса воспитательных воздействий на студентов в учебном процессе и внеучебной работе. Особое значение в обеспечении комплексности и неразрывности учебно-воспитательной работы имеют общежития.
Разносторонняя деятельность коллектива общежития призвана активно содействовать формированию нравственных качеств, их устойчивости. Это особенно важно, т. к. процесс формирования личности студентов в этом возрасте не завершён. Кроме того, поступление в вуз и переход из семьи в общежитие, из одной среды проживания в другую, связан с рядом изменений в жизни юношей и девушек. В условиях столь значительных жизненных перемен у молодых людей важно не только продолжить проводившуюся с ними ранее школой работу по нравственному воспитанию, но и обеспечить дальнейшее развитие моральных качеств.
Актуальность темы. В последние годы студенческое общежитие в силу развивающихся в нём негативных явлений - пьянство, наркомания, проституция, различного рода правонарушения - отнесено к криминальной среде. Объясняются эти процессы тем, что взгляд на общежитие только как на жилище - ограничен и ошибочен. Общежитие - не только место проживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоления трудностей и противоречий процесса адаптации молодёжи к новым социально-бытовым условиям. Одной из существенных причин этих негативных явлений в молодёжной среде является плохая организация досуга как важнейшей сферы жизнедеятельности и всестороннего развития личности.
В этой сфере молодёжь продолжает оставаться объектом воспитательных воздействий, в значительной степени лишена возможности удовлетворить свои духовные, познавательные и иные социальные интересы, творческие способности. Культурное развитие человека в сфере свободного времени, как одна из острых социально-педагогических проблем, не имеет ещё надёжного научного обеспечения, которое находится на стыке педагогики и психологии, теории культуры, теории и методики организации досуга.
Степень разработанности проблемы. Анализ философских, психологических, педагогических работ, результатов исследований в области методики организации досуга показал, что для решения поставленной проблемы имеются определённые научные предпосылки, сформулирован круг социальных и общепедагогических идей, необходимых подходов для теоретического и опытно-экспериментального исследования путей повышения качества воспитательной работы в студенческих общежитиях.
В процессе разработки исходных позиций данной работы нами использовались методологические и теоретические положения: о влиянии системы общественных отношений на развитие культуры личности (О. Долженко [10], Л. И. Коханович и Л. П. Рябов [13], [14], В. Т. Лисовский [16]); о психологических особенностях, содержании, формах, методах и средствах воспитания молодёжи (В. Д. Лутанский [17], [18], В. Н. Данюков, Н. М. Оглоблина, Н. А. Петрова [9]); об общежитии как социальной среде развития личности (В. В. Бовкун [4], М. М. Поплавский [23], П. Рогонов [25]); о гуманизации условий развития личности, психологии общения и совместной деятельности (В. Айнштейн [1], Л. Г. Вяткин [7], В. Рахманин [24], А. Шулус [30]).
Однако проблема студенческого общежития как воспитательного института специально и в системе не исследовалась. Необходимо научно обосновать реально существующий факт, что студенческое общежитие выступает в структуре общества как специфичный социально-воспитательный институт, призванный сыграть существенную роль в развитии личности.